На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Надежда Белугина
    Молодцы!👍👍👍!«Очередной проигр...
  • Traveller
    Отмазка началась!!Источник рассказа...
  • Traveller
    Особенно рассмешило: "«Приказом министра обороны РФ Тимур Иванов отстранен от замещаемой должности федеральной госуда...«В виде разных ус...

Исторические загадки Крыма (ЧАСТЬ 2)

Исторические загадки Крыма (ЧАСТЬ 2)Сюйреньская крепость
Исторические загадки можно условно разделить на две группы. Проблема в первой группе исторических загадок состоит в затруднении объяснения смысла тех или строений, конструкций, зданий, изображений и так далее, дошедших до нашего времени. То есть точно сформулировать в прикладном смысле для чего, например, на плато Наска в Перу (на фото ниже) нанесены огромные изображения: паука – 47 метров, орла – 134 метра и прочих звероподобных и человекообразных существ, которые можно разглядеть только лишь высоко поднявшись в небо?
Перу, плато Наска
Во второй группе исторических загадок проблемой является отсутствие в разумном временном интервале датировки создания тех или строений, конструкций, зданий, изображений и так далее, дошедших до дня сегодняшнего.
Как, например, с городищем (на фото ниже) в Челябинской области, обнаруженном в 1987 году и получившим название Аркаим. Городище имело систему канализации, водостоков и колодцев в каждом доме.
Россия, Челябинская область, Аркаим. РеконструкцияРоссия, Челябинская область, Аркаим. Реконструкция
Учёные датируют строительство городища III-II тысячелетием до нашей эры в эпоху бронзы. Разброс в 1000 (!) лет (!), а то и более, говорит о том, что учёные не знают, когда Аркаим был построен.
Кстати, название укреплённому городищу дали сами современные учёные. Как его называли те, кто его построил, – информации нет.
Однако нам не надо ехать за загадками на Южный Урал или в Южную Америку, так как в Крыму есть своя каменная загадка, на вопрос о которой: «Когда же она построена?» – современные учёные (и их предшественники) точного ответа не дадут, а разойдутся во мнениях на сотни лет.
Речь идёт о Сюйреньской крепости («Острая пика»), находящейся в Бельбекской долине возле села Большое Садовое. Крымско-татарское название села – Таш-Баст, что переводится, как «камень придавил».
На фото ниже показано месторасположения крепости:
По красной стрелке – мыс Куле-Бурун («башенный мыс»); по синей стрелка – мыс – Ай-Тодор («святой Феодор»); по белой стрелке – мыс Дженыче-Бурун («приятный мыс»).
Пётр Иванович Кеппен (Кёппен), русский учёный немецкого происхождения, историк, этнограф, географ, в 1833 году сделал первые (на фото ниже) схематичные зарисовки месторасположения крепости, опубликованные в «Крымском сборнике о древностях южного берега Крыма и горах Таврических».
П.И.Кеппен писал: «На вершине скалы видна башня, доныне не посещённая ни одним из путешественником».
Здесь учёный, скорее всего, не совсем прав – крепость посещали задолго и до него. И посещали её не праздные путешественники, а вполне конкретно использовали местные жители под свои нужды. Другое дело, что из глубины веков до нас не дошло никаких письменных воспоминаний или описаний крепости. Да и не факт, что это письменные документы вообще были.
Монастырь Челтер-Коба («решётка-пещера») по Кеппену, сегодня является мужским монастырём имени святого великомученика Феодора Стратилата.
Пунктир по зелёным стрелкам – это тропа, ведущая на мыс к крепости;
по красной стрелке – оборонительная башня;
а по синим стрелкам – оборонительные стены.
Ниже их можно будет увидеть на фотографиях.
Попасть в крепость, точнее в то, что от неё осталось, несложно: с автомобильной трассы и от села Большого Садового стоят указатели и «промахнуться» практически не возможно.
Надо пройти через село Большое Садовое по улице Санаторной (она указана на фото выше) в южном направлении и оказаться у подножия интересующего нас мыса Куле-Бурун:
По красной стрелке – мыс Куле-Бурун, по синей – мыс Ай-Тодор.По красной стрелке – мыс Куле-Бурун, по синей – мыс Ай-Тодор.
На мысе Куле-Бурун – Сюйреньская крепость, справа от мыса Ай-Тодор («завернуть за угол») – мужской монастырь.
Далее (на фото ниже) по тропе пройти с подъёмом вдоль мыса (по левое плечо), подняться на мыс и уже на нём, по старой, сохранившейся в веках дороге, выйти к оборонительной башне и стенам самой крепости.
Тропа в урочище (по Кеппену) Кизильник
Поворот вправо на монастырь
Дорога по мысу Куле-Бурун в сторону крепостиДорога по мысу Куле-Бурун в сторону крепости
Снизу: ни с автомобильной трассы, ни из села Большое Садовое – ровным счётом ничего толком не видно: урочище с тропой; лес вокруг, в основном буковый и грабовый; обычная крымская тропа, уводящая «тягуном» куда-то вверх; потом короткий подъём влево с поворотом на 180 градусов; остатки старинной дороги, проход по которой составляет 200-300 метров. И вдруг через листву и стволы деревьев проявляется мощная башня и не менее мощные оборонительные стены!
По красной стрелке на фото ниже – грунтовая дорога, переходящая в тропу для движения на мыс Куле-Бурун: его часть видна на правой стороне фото. По синим стрелкам – поворот в сторону монастыря.

Расстояние от автомобильной трассы до крепости на мысе Куле-Бурун – не более 3 километров. Площадь территории крепости, находящейся за оборонительной линией, составляет около 1,7 гектара. Длина стены, краями выходящая на обрывы, равна приблизительно 110 метрам, высота стен – 4,8 метра, толщина – 2,5 метра. Стена сложена в две линии из массивных известняковых блоков на известковом растворе, между которыми (на фото ниже по красной стрелке) забутован камень.

Башня была двухэтажная: диаметром 8 метров и высотой 10 метров. И вот здесь начинается самое интересное, с точки зрения исторической информации. Учёные датируют возведение крепости разными датами, интервал этой разницы составляет разброс от VI до XII веков нашей эры.
Более 600 лет!
О чём это говорит?
О том, что в имеющихся у учёных письменных документах: византийских, римских, арабских, готских, татарских – хрониках, летописях, воспоминаниях путешественников по Тавриде и так далее – нет указания даты постройки крепости. Пусть даже приблизительной. У учёных же имеются только гипотетические предположения с разбросом более чем в полтысячи лет относительно того, кто построил крепость.
Учёные свои умозаключения о крепости связывают исключительно с деятельностью византийцев на полуострове. Отталкиваясь от строительных приёмов, применённых при возведении крепости (башни и стен), византийский след для учёных очевиден. Присутствие же в башне христианского храма – о нём пойдёт речь ниже – на взгляд учёных является максимально доказательным свидетельством для принятия за истину того, что крепость эта византийская.
Но вот являются ли данные крепостные артефакты вместе с христианским храмом первичными, или до византийцев на этом месте уже существовали оборонительные укрепления, а византийцы (греки) всего лишь перестроили их под свои нужды – учёные ничего вразумительного не говорят.
В 1848 году крепость посетил известнейший русский археолог граф Алексей Сергеевич Уваров (1828-1884 гг.). Сопровождавший его художник М. Вебель зарисовал (на фото ниже), то, какой они увидели крепость:
Рисунок Вебеля Сюйреньской крепостиРисунок Вебеля Сюйреньской крепости
Готское название крепости – Сциварин (Шиварин). Фортификационно, то есть на языке военных строителей, система внешнего укрепления крепости представляет собой две куртины, сходящиеся под тупым углом к круглой башне, как главного центра обороны от внешней атаки.
В качестве справки: куртина – прямой крепостной вал.
На нижнем (первом) этаже башни (на фото ниже) находились бойницы (по синей стрелке), а на втором этаже – перекрытие было деревянным – функционировала церковь, стены и купол которой были расписаны фресками. На фото ниже (по красным стрелкам) хорошо видны выемки в стене для крепления балок, державших на себе перекрытие под второй этаж:
По воспоминаниям Кеппена алтарь церкви был обращён на юго-восток, а сама церковь освещалась естественным образом через три заалтарных окна.
Кеппен достаточно подробно описывает фрески: «Над ними по круглому своду начиналась живопись, писанная на известке. Она много пострадала и почти везде видны плитки свода. Фрески составляли полосу изображений, идущих вокруг купола, и образа между собою отделены были рамками. Сверх того, в нише одного из боковых окон, видны также остатки живописи…».
И вот что очень важно: «Эти фрески принадлежат к древнейшим остаткам греческого письма, сохранившегося на полуострове».
Фрески (на фото ниже), по зарисовкам художника Вебеля, выглядели так:
В 1867 г. Сюйреньскую крепость исследовал Григорий Эммануилович Караулов (1824-1883 гг.) – археолог и историк литературы – написавший об увиденных в церкви башни фресках следующее: «Это явно священные изображения, писанные по извести живыми и ясными красками и принадлежат, по видимому, к лучшей эпохе византийской живописи. Вокруг плафона ясно можно разглядеть только одну фигуру с ореолом над головою. Как кажется, это фигура Божией Матери.
Затем следующая фигура, кажется Спасителя, тоже с ореолом над головою, обозначается довольно отчётливо; но судить о значении всех прочих фигур и украшений трудно, так как обвалившаяся штукатурка унесла все верхние их части…
…Но стан, руки, ноги и платье сохранились хорошо, почти у всех этих фигур. Лица всех фигур, которые можно разглядеть, а равно и открытые части тела, то есть шея, руки и ноги – весьма правильного и хорошего рисунка; тоже самое должно сказать и обо всех драпировках. Краски хорошо сохранились только тёмно-коричневая, желтоватая и красноватая…».
Г.Э.Караулов оставил свою зарисовку (на фото ниже) крепости:
На фото ниже приведены зарисовки Г.Э Карауловым фресок и изображения креста на куполе храма:
На сегодня второго этажа в башне – нет. Соответственно, нет и храма.
От фресок, на которых было изображено: «Композиция рождества Христова на фоне горного пейзажа. В пещере – лежащая на ложе богоматерь у яслей. На переднем плане у купели – две фигуры служанок. С краю направо – согбенная фигура Иосифа. Далее, в специальном обрамлении – низ прямоличной фигуры в пышно орнаментированном одеянии. Еще дальше шла, по-видимому, композиция Благовещения. Фигуры архангела и богоматери в рост…
…В юго-восточной нише окна замечаются контуры фигур двух ангелов в рост с рипидами…», нынче (на фото ниже по зелёным стрелкам) – практически ничего не осталось:
Фотографии за 2018 год
В качестве справки: рипиды представляют собой богослужебные предметы в виде укреплённых на длинных рукоятках металлических кругов с изображениями на них шестикрылых ангелов, «Серафимов».
Пройдёт ещё пара десятков лет – и останутся только каменные блоки. А бывшие на них изображения фресок сохранятся только на фотографиях, сделанных туристами, да в воспоминаниях, сохранённых картинками в научных трудах историков, археологов и краеведов.
Можно ли попытаться восстановить то, что было, используя зарисовки исследователей крепости, сделанные ими в 19-ом веке? Наверное, можно…
По официальной информации, комплекс «Сюйреньская крепость» с 2015 года является объектом культурного наследия федерального значения. Однако что под этим подразумевается, так сказать, в практическом плане – тайна сия велика есть. В Сюйренськой крепости есть ещё одна загадка, которая является причиной бурной дискуссии энтузиастов историко-мистического с историко-учёным сообществом крымских краеведов. Речь идёт о так называемых «каменных ликах».
На самом краю мыса (на фото ниже по синей стрелке), на который от башни и стен ведёт тропа, находится природная ступенька на небольшой балкончик, нависающий над обрывом.
Ступив на балкончик и, обернувшись назад, в торцевой части ступеньки можно увидеть (на фото ниже) два человеческих (мужских) лица, вырубленные в скальном массиве.
Мистики, по одной из версий, утверждают, что в одной из пещер Бельбекской долины спрятан «святой Грааль» и «лики» своими взглядами указывают на место расположения пещеры.
По другой версии каменные лики – это изображения лица Тамерлана, великого завоевателя древности. Третья версия гласит, что лики вообще вырублены инопланетянами, а Бельбекская долина – их бывший космодромом. И прочие аналогичные предположения в зависимости от «глубины мистического» в головах создателей версий можно услышать относительно этих ликов.
Однако крымские краеведы из числа историков говорят обратное, а именно: лики представляют собой, так называемые, «новоделы», высеченные в скале каким-то романтиком в 60-70 годы века XX-го. Не берусь оспаривать или соглашаться, как с теми, так и с другими – под каждой крышей свои мыши.
И в завершении нашего похода пара фотографий с северной оконечности мыса Куле-Бурун:
Село Малое Садовое
Село Большое Садовое
И пара фото Сюйреньской крепости с высоты полёта птиц:
Приятного путешествия по крымским загадкам и незабываемых впечатлений при их разгадывании!
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх