На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Meerflieger
    Не нужно отдавать свою жизнь. Нужно делать так, чтобы жизнь отдавали враги.«Готов отдать жиз...
  • Eduard
    Молодцы! А коррозия действительно проблема!«Москвич» перешел...
  • Eduard
    Какая у них демократия?У них однр шоу с шариками!В МИД РФ напомнил...

На Украине радуются «разрушению» крымских памятников

 

ЮНЕСКО опубликовала очередной доклад о ситуации в Крыму. Помимо «системных репрессий» и «человеконенавистнической риторики» должностных лиц, эксперты ЮНЕСКО нашли множество нарушений при реставрации объектов всемирного наследия и кандидатов на включение в этот список. В частности, речь идет о ситуации, сложившейся в Херсонесе и реставрации Ханского дворца в Бахчисарае. На Украине доклад вызвал море положительных эмоций и даже злорадства.Какие нарушения нашли в ЮНЕСКО и что об этом говорят российские эксперты, разбирался «ФедералПресс».

Согласно докладу генерального директора ЮНЕСКО Одри Азуле, ситуация в Херсонесе крайне плачевная.  

«Ситуация в области культуры на оккупированном полуострове продолжает вызывать серьезную тревогу, особенно в отношении состояния сохранности объектов культурного наследия Украины. Украина регулярно представляет информацию о незаконных действиях оккупационных властей, напрямую влияющих на состояние сохранности вышеперечисленных памятников материального культурного наследия», – заявила Одри Азуле.

В частности, речь идет о «разрушительных действиях российской власти в Крыму», которые, по мнению ЮНЕСКО, угрожают сохранению исторической ценности и подлинности объектов культурного наследия. Прежде всего речь идет о «Древнем городе Херсонесе Таврическом и его хоре» из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО и Ханском дворце в Бахчисарае из Предварительного списка всемирного наследия.

Напомним, что первый этап работ в Херсонесе включал в себя благоустройство территории и въезда в музей, а также создание сцен для проведения концертов. Кроме того, прошла реставрация части оборонительной стены портового района, которая была заморожена с начала 1990-ых годов.

Работы, как отметила дирекция музея, проходили с учетом требований ЮНЕСКО и археологических особенностей места, однако они вызвали неоднозначную реакцию со стороны местных специалистов.

«Во время фестиваля «Опера в Херсонесе» были установлены четыре сцены, дизель-генератор, звуковое оборудование, трибуна для зрителей – все это на руинах Херсонеса, важнейшего памятника мирового значения. Общий вес этого оборудования 500 тонн! Оно создает звуковые волны и оказывает дополнительное антропогенное воздействие на остатки этого памятника», – высказал мнение в эфире украинского радио киевский историк Андрей Иванец.

В Фонде поддержки гуманитарных наук «Моя история», который занимается благоустройством территории музея-заповедника Херсонес и реставрацией объектов культурного наследия, пояснили, что были проведены все предварительные экспертизы и подписаны акты государственной историко-культурной экспертизы. 

«Конструкции используются исключительно облегченные, деревянные, и их точечное размещение на территории обусловлено стремлением минимально касаться земли. Мы не видели представителей ЮНЕСКО на территории Херсонеса Таврического для очного заключения о том, что происходит на территории. Могу предположить, они опирались только на сведения в интернете. А там, к сожалению, есть много неверной, ангажированной информации. ЮНЕСКО приводит только негативные заявления, забывая, что впервые за 30 лет проведена реставрация в Херсонесе», – сказал представитель фонда «Моя история» Александр Тарасов.

Крымский археолог Сергей Мульд считает, что доля правды в словах ЮНЕСКО имеется.По его мнению, негативный эффект от проведения многочисленных спектаклей и фестивалей не катастрофичен, но все же есть.

«Помимо реставрационных работ в Херсонесе, вдруг начали на нем экспериментировать. Начали ставить сцены, настилы, генераторы, протягивать кабели по старым античным кладкам, появились какие-то торговые лавки, это превратилось в какое-то торжище, а не памятник археологии. За границей сувенирные лавки и кафе крайне аккуратно вписаны в ансамбль и не бросаются в глаза, а у нас все сделано широко. Популяризации объекта у туристов это способствует, а для исторического объекта это угнетение», – сказал Мульд.

Серьезную обеспокоенность у ЮНЕСКО вызывает также состояние Ханского дворца в Бахчисарае, который включен в Предварительный список объектов всемирного наследия. Это единственный сохранившийся до наших дней образец крымско-татарской дворцовой архитектуры.В докладе отмечается, что в ходе демонтажа всей черепицы и старых дубовых ферм на крыше Большой Ханской мечети была повреждена стенная роспись XVIII века. Кроме того, на фасаде здания появились трещины, а вследствие применения очистки струей воды высокого давления осыпалась штукатурка. Сооруженный вокруг части главного корпуса Ханского дворца металлический навес, по мнению ЮНЕСКО, может вызвать разрушение объекта.

Со ссылкой на Международный центр по изучению вопросов сохранения и восстановления культурных ценностей в документе сообщается о полной замене структурных элементов вместо восстановления аутентичных и грубом пренебрежении технологией работы, которая была характерна для периода XVI–XVIII веков в Крымском ханстве.

«Наибольшую тревогу вызывает тот факт, что все указанные реставрационные работы проводятся под руководством строителей, не имеющих ни соответствующего опыта, ни квалификации в области реставрации исторических зданий», – говорится в докладе.

От работы были отстранены ученые-исследователи, в течение десятилетий изучавшие этот объект и проводившие на нем реставрационные работы.

«Ханский дворец – сложный объект, который строился как летняя резиденция. Там же саман, все такое недолговременное, сложно работать. Сейчас перебирают крышу. Но все на объекте делают по технологии», – заявил директор Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма КФУ, доктор исторических наук, профессор Александр Айбабин.

По поводу замены черепицы, о которой упоминают в докладе, в Крыму действительно было много споров. По словам главного архитектора заповедника Рустема Умерова, снятая с мечети кровля не была аутентичной – в XVIII веке здание горело. Мечеть несколько раз ремонтировали, а новую черепицу укрепляли дополнительным слоем глины, из-за чего нагрузка на опоры повысилась, а балки от недостатка воздуха и влажности начали гнить. Для крыши мечети готовят новую черепицу, сделанную по старинным технологиям: ее будут изготавливать вручную и обжигать в печах.

Пока на объекте завершены только противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы. Восстанавливать главный, графский и конюшенный корпуса, набережную с тремя мостами и другие объекты дворцового комплекса начнут лишь этой осенью. Проектная документация все еще находится на рассмотрении в Главгосэкспертизе РФ.

Как заверили в пресс-службе ведомства, «архитектурный облик здания, составляющий предмет охраны, не изменится». Все ремонтно-реставрационные работы на объекте будут основаны на результатах комплексных научных исследований. В проект войдут также мероприятия по водоотведению, благоустройство и декоративное озеленение территории дворца, устройство рекреационных зон. Здесь также воссоздадут в первоначальном виде малые архитектурные формы и парковые сооружения и отремонтируют фонтаны.

Реставрация Ханского дворца – самая дорогая среди всех крымских объектов культурного наследия, работы на которых идут в рамках Федеральной целевой программы. Этот процесс обойдется казне почти в 2 млрд рублей. Завершить все работы на 14 объектах должны к 2022 году.

Обеспокоены в ЮНЕСКО и плачевным состоянием Судакской крепости, которая «оказалась, по сути, заброшенным, что привело к постепенному ухудшению состояния его основных архитектурных элементов».

Работы по реставрации Судакской крепости началась в январе 2017 года. Тогда провели срочные противоаварийные работы на крепостных стенах и башнях, а затем начали реставрацию древней дренажной системы. При этом необходимые разрешения на проведение раскопок были получены от РАН.

Сегодня в планах властей продолжить работы: на днях стало известно, что теперь будут восстанавливать старинные стены крепости. Сейчас идет подготовка документации. Кроме того, специалисты Союза реставраторов России приступили к разработке проекта благоустройства территории средневековой Генуэзской крепости. Этим будут заниматься молодые реставраторы, которые преобразят внешнюю сторону фортификационного сооружения, защищающего вход в крепость.

«То, что этим будут заниматься молодые реставраторы, меня настораживает. Это объект серьезный, и подходить к нему нужно соответственно. Уже были моменты, когда стены пытались цементом замазывать, и они просто рушились – при Украине в Балаклаве такая башня рухнула под грузом цемента, которым заделали швы. Молодым реставратором надо бы потренироваться на чем-то другом», – говорит археолог Сергей Мульд.

«Незаконное бурение» в скале, на которой стоит дворец «Ласточкино гнездо», что, по мнению ЮНЕСКО, может привести к его разрушению, – это не что иное, как попытка спасти памятник культуры.

Дворец давно требует реконструкции, которой не было, к слову, при Украине – трещины в плите-фундаменте пошли еще в 2013 году. В 2017 году дворец признали аварийным и в срочном порядке закрыли на реконструкцию – балкон, нависающий над морем, представлял собой опасность и мог обрушиться. Необходимо было укрепить скалу, на которой столетие стоит замок. В итоге летом 2017 года был выполнен первый этап работ, позволяющий остановить разрушение памятника – то самое «бурение в скале».

Остальные работы из-за бюрократических проволочек не могли начаться два года – тендер  правительство Крыма объявило только в июле 2019 года. Стоимость работ оценили в 79,4 млн рублей.

Государственный комитет по охране культурного наследия Крыма выдал разрешение на проведение работ по сохранению дворца «Ласточкино гнездо». Будут проведены работы по консервации, реставрации и воссозданию оснований, фундаментов, кладок, каменных, металлических и деревянных конструкций.

«Реставрации сейчас в Крыму идет мало. После 2014 года изменились способы подготовки документации, пока приспосабливаются получать тендеры, давать заявки. Только, по сути, работы идут в Херсонесе и Ханском дворце в Бахчисарае. Много объектов, которые ждут проведения работ. Нужно заниматься пещерными городами в том числе. Но что скажу: при Украине процесс реставрации вообще остановился, где-то что-то потихоньку поддерживали в состоянии, но в основном ничего не делали. Так что ситуация сейчас исправляется», – резюмировал Александр Айбабин.

Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх