По итогам октября рынок автокредитов рухнул на 32,4% по сравнению с сентябрём, до 167,7 млрд рублей. Об этом сообщается в исследовании, проведенном компанией Frank RG.
При этом, падение зафиксировано и в количественном выражении, где число выданных кредитов уменьшилось на 28,9%, до 122,5 тысяч. Средний чек составил 1,37 млн рублей (-4,9%).
«Снижение спроса на автокредитование может объясняться повышением утилизационного сбора с 1 октября 2024 года, что повлекло за собой удорожание автомобилей.
А также, удорожание автокредитов из-за роста ставок и ужесточение кредитной политики ЦБ в сегменте автокредитования — с июля банки обязаны применять повышенные коэффициенты риска по автокредитам, выданным заемщикам со средней и высокой долговой нагрузкой», — сказал старший аналитик Frank RG Ксения Матенкова.
В сентябре выдачи автокредитов достигли абсолютного максимума, увеличившись за месяц в денежном выражении на 12,1%, до 247,9 млрд рублей; а в количественном на 14,1%, до 173,8 тысяч. Спрос на покупку автомобилей подогрел утильсбор, который был введен с 1 октября, и рост ключевой ставки.
С 1 октября в России введен утилизационный сбор на автомобили и спецтехнику.
Утилизационный сбор индексируют каждый год, но в этом году правительство РФ решило увеличить сумму на 70%-85%. При этом, каждый год и до 2030 года ставку утилизационного сбора будут поднимать на 10%-20%.
Как ранее сообщили в Минпромторге РФ, цель резкого увеличения утилизационного сбора заключается в поддержке отечественного автопроизводителя.
Все дело в том, что автопроизводители могут предоставить субсидию на компенсацию утильсбора, но только в том случае, если локализация производства в России составит в этом году не менее 50%, в следующем году — 60%, а в 2026 году – до 70%.
Такой уровень локализации сейчас есть только у отечественных производителей – «АвтоВАЗ» и УАЗ.
Иными словами, главная цель введения утильсбора заключается в том, чтобы заставить иностранные компании не просто продавать автомобили в России, но развивать в нашей стране собственное производство.
Напомним, что среди иностранных компаний, лидером по локализации, является китайская компания HAVAL с 20%, то есть, она не попадает под действие субсидии на компенсацию утильсбора.
А это ставит перед китайцами следующую дилемму: или же развивать собственное производство в России, или же потерять значительную часть рынка. Как поступят китайцы — пока непонятно.
Другое дело, если допустить возможность возврата западных компаний в Россию, то, учитывая их тягу к созданию производства, то утильсбор может помочь и продвижению их продукции на отечественном рынке.
Пока оправдываются прогнозы экспертов о падении продаж на российском авторынке, эта тенденция будет только увеличиваться в ближайшем будущем.
Свежие комментарии