К полномочиям Управления относится установление тарифов в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, транспортного обслуживания, а также в непроизводственной сфере. Кроме того, Управление осуществляет контроль правильности применения тарифов и иные, связанные с этим, полномочия.
Нельзя выделить одну наиболее сложную сферу регулирования, т.к. во всех сферах присутствует своя специфика, в которую вникают сотрудники Управления, разбираясь в особенностях технологических процессов оказания услуг, финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также в юридической обоснованности осуществления регулируемой деятельности.
Все цели и задачи Управления определены законодательно на федеральном уровне. Пожалуй, можно особо выделить один из основных принципов, которому мы следуем – это соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей коммунальных услуг. Слишком низкий тариф на коммунальную услугу для потребителей может привести к недофинансированию необходимых ремонтных и инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, соответственно к снижению надежности ресурсоснабжения и к разорению коммунального предприятия.
Чересчур высокий тариф позволит предприятию повышать качество и надежность ресурсоснабжения, проводить ремонты, модернизацию в большем объеме и повышать уровень оплаты труда своим сотрудникам, но, при этом, создаст избыточную финансовую нагрузку для потребителей, что недопустимо. Найти баланс между потребностями поставщика услуги и возможностями потребителя является одной из важнейших задач Управления по тарифам.
Объединяет регулирование тарифов во всех сферах одно – тарифы должны быть экономически обоснованы. Для этого сотрудники Управления в течение всего года анализируют фактические и плановые объемы выработки и реализации коммунальных ресурсов, а также фактические и плановые затраты предприятий.
Любой тариф, по своей сути, является отношением необходимой валовой выручки (объем средств необходимый для осуществления деятельности) к объему реализации услуги. Отсюда и размерность тарифов: руб./кВт-ч электроэнергии, руб./м3 воды, стоков, газа или вывезенных отходов, руб./Гкал тепловой энергии и т.д.
В инвестиционные программы включаются мероприятия капитального характера – строительство, модернизация, реконструкция объектов ресурсоснабжения. Реализация инвестиционных программ, по сути, является одним из немногих механизмов по развитию имеющейся и созданию новой коммунальной инфраструктуры, что необходимо для качественного и надежного ресурсоснабжения потребителей.
К слову, инвестиционные программы это открытые, публичные документы. С их содержанием любой желающий может ознакомиться на сайте департамента городского хозяйства, а также на сайтах ресурсоснабжающих организаций.
Для того, чтобы выяснить за что потребитель платит ресурсоснабжающей организации, необходимо понять, что производство и доставка коммунального ресурса – это сложный технологический процесс, в котором задействованы сотни человек. Предлагаю рассмотреть это на примере теплоснабжения.
В распоряжении ГУПС «Севтеплоэнерго» находится более 130 котельных, работающих на газе, угле, мазуте. Для того, чтобы тепловая энергия попала в наши дома, сотрудники ГУПС «Севтеплоэнерго» круглогодично осуществляют работу на источниках теплоснабжения, теплосетях, тепловых пунктах.
Все котельные в Севастополе являются водогрейными, то есть: предприятие приобретает воду у ГУПС «Водоканал», и далее, после химводоподготовки, путем сжигания топлива нагревает ее до определенной температуры, а затем транспортирует ее до потребителей. Важно отметить, что затраты на топливо – это «львиная доля» всех затрат теплоснабжающей организации.
Помимо технологических затрат теплоснабжающая организация несет затраты на ремонты котельных и сетей. Такие работы выполняются как ремонтным персоналом ГУПС «Севтеплоэнерго», так и подрядными организациями.
В декабре 2021 года у ПАО «Севастопольгаз» отсутствовали заявки на технологическое присоединение, связанное с врезкой в подземные газопроводы диаметром 325 - 425 мм, в этой связи соответствующих ставок для них установлено не было. Теперь, в связи с обращением заявителя, подключение которого связано с выполнением врезки в подземные газопроводы диаметром 325 - 425 мм, возникла потребность в установлении соответствующих дополнительных ставок.
С этого момента размер платы за услугу по обращению с ТКО определяется на основании установленных Правительством Севастополя нормативов накопления ТКО и тарифа для регионального оператора ООО «БГС», утвержденного органом регулирования.
Тариф для ООО «БГС» является предельным для всех категорий потребителей. Установлен Управлением в экономически обоснованном размере и составляет в настоящее время 460,46 руб./м3 (с учетом обработки (сортировки) ТКО).
Нормативы накопления ТКО в количественных показателях массы и объема на год как для граждан, так и для юридических лиц утверждены постановлением Правительства Севастополя:
- для МКД – в размере 2,91 м3 в год (с КГО) на одного проживающего;
- для жителей частного жилого фонда - в размере 3,11 м3 в год (с КГО) на одного проживающего.
Тем самым, плата за услугу по обращению с ТКО (в т. ч. и КГО) на одного проживающего в месяц с 1 июля 2022 года составляет:
- для МКД – 111,66 руб. в месяц;
- для жителей частного жилого фонда – 119,34 руб. в месяц (3,11 м3/12 мес. х 460,46 руб./м3).
С 1 октября 2021 года установлены тарифы для населения на перевозку пассажиров всеми видами общественного автомобильного транспорта, наземного электрического транспорта и морского транспорта общего пользования (катера, паромы) по внутригородским маршрутам регулярного сообщения по регулируемым тарифам на территории города Севастополя:
- за наличный способ оплаты и с использованием банковской карты в размере 26,00 руб.
- с использованием ЕГКС в размере 20,00 руб.
Стоит отметить, что стоимость проезда в общественном транспорте субсидируется из бюджета, т.к. экономически обоснованная стоимость проезда составляет от 26,70 до 43,01 руб. в зависимости от вида транспорта.
На расчет тарифов влияет фактическое освоение средств, включенных в тарифы прошлых лет, экономическая обоснованность затрат, понесенных ресурсоснабжающей организацией в предыдущих периодах. Для этих целей ежегодно проводится постатейный анализ таких затрат.
Последние несколько лет в Севастополе амортизация включается в тариф коммунальных предприятий только в том размере, в каком она является источником финансирования инвестиционных программ. Таким образом, удается без резкого роста тарифов финансировать мероприятия инвестиционных программ предприятий, тем самым обеспечивая строительство, модернизацию и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры.
В настоящее время на территории города Севастополя действуют предельные (максимальные) розничные цены на твердое топливо, утвержденные приказом Департамента городского хозяйства от 13.11.2018 № 472-ОД. С ним любой желающий может ознакомиться на сайте Правительства. Максимальные тарифы на дрова утверждены на уровне 2 456,38 руб./пл. м3 (1 717,75 руб./скл. м3), на уголь – 8 659,51 руб./т (уголь каменный марки «Д») и 14 150,77 руб./т (уголь антрацит марки «А»).
Это бывает выгодно в случае, когда потребители проживают в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками. Для данных категорий потребителей тарифы устанавливаются с понижающим коэффициентом.
Управление по тарифам города Севастополя в рамках своих полномочий устанавливает размеры предельных оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей только на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП и осуществляет контроль за их применением.
Управлением после согласования с ФАС России в 2021 году были пересмотрены действовавшие с 2015 года оптовые и розничные надбавки на лекарственные препараты, входящие в перечень ЖНВЛП.
Разумеется, чаще всего обращения содержат жалобы на высокий уровень тарифов на коммунальные услуги. При рассмотрении таких обращений мы подробно объясняем причины такой величины тарифов, а также информируем о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при оплате коммунальных услуг, которые оказывает Департамент труда и социальной защиты населения.
Кроме того, зачастую в наш адрес поступают обращения, в которых граждане жалуются на неправильное начисление платы за коммунальные услуги. В таких случаях Управление в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» перенаправляет обращения в Главное Управление государственного жилищного надзора города Севастополя (ГЖН) для его рассмотрения по компетенции.
Тариф – это цена единицы коммунального ресурса: 1 кубометра воды, или 1 кВт-ч электроэнергии, а плата – это стоимость потребленного объема ресурса, определенного по показаниям прибора учета или по нормативам потребления.
Свежие комментарии