Владельцам телеграм-каналов, пабликов в «ВКонтакте», авторам роликов на YouTube и создателям контента в других соцсетях, количество подписчиков которых превышает 10 тысяч, необходимо передавать информацию о себе в Роскомнадзор. «Парламентская газета» рассказала, кого касаются вступающие в силу 1 ноября поправки, какую информацию и куда отправлять, а также о том, что будет с блогерами, которые не пожелают раскрывать себя.
Инициированные депутатами Госдумы поправки в Закон «О связи» Владимир Путин подписал 8 августа. Положения, касающиеся регистрации блогеров, вступают в силу 1 ноября 2024 года. По ним владельцы и администраторы страниц в социальных сетях с аудиторией больше десяти тысяч подписчиков должны передать информацию о себе в Роскомнадзор.
Ведомство своим приказом конкретизировало, что требование касается как блогеров-граждан, так и индивидуальных предпринимателей и компаний. То есть если у производственного предприятия, коммерческой фирмы или средства массовой информации есть популярная страница в соцсети, то нужно передать в Роскомнадзор сведения об ее администраторе. Если ответственный за ведение паблика изменится, ведомство также нужно будет об этом уведомить.
Требования касаются любых пользователей вне зависимости от контента страниц и направления деятельности бизнеса.
Роскомнадзор ведет реестр социальных сетей на странице
www.530-fz.rkn.gov.ru, там же должна быть создана форма для отправки информации о блогерах-десятитысячниках. По состоянию на 31 октября такой кнопки не было.
В реестр включены 15 крупных соцсетей: Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассники», YouTube, Rutube, Х (бывший Twitter), TikTok, Pinterest, Twitch, Discord, Likee, LiveJournal, «Пикабу», «Дзен» и Yappy. Если блогер присутствует одновременно на нескольких площадках и на всех он достаточно популярен, то сообщить нужно будет о каждой.
В 2022 году из реестра исключили запрещенные в России популярные соцсети, но многие россияне продолжают вести там страницы, некоторые имеют большую аудиторию. Будет ли пользователей запрещенных соцсетей учитывать Роскомнадзор, сейчас неизвестно.
При передаче данных нужно указать полное название профиля и ссылку на него. Что касается персональных данных, то для каждой категории перечень разный.
Для граждан РФ: фамилия, имя и отчество, номер телефона, адрес электронной почты, которые использовали при создании и ведении страницы.
Для индивидуальных предпринимателей: фамилия, имя и отчество, регистрационный номер (ОГРНИП), номер телефона создателя и администратора страницы, адрес электронной почты, которую использовали при создании и ведении страницы.
Для компаний из РФ: полное и сокращенное название, организационно-правовая форма, регистрационный номер (ОГРН), номер телефона администратора и сотрудника, который создал страницу, адрес электронной почты, которую использовали при создании и ведении страницы.
Для иностранцев: фамилия, имя и отчество, место постоянного проживания, номера телефонов, адрес электронной почты.
Для иностранных компаний: полное и сокращенное название, страна регистрации, налоговый идентификатор и идентификатор в торговом реестре страны регистрации, номер телефона администратора и сотрудника, который создал страницу, адрес электронной почты, которую использовали при создании и ведении страницы.
Информацию надлежит направить в течение трех дней после набора десяти тысяч подписчиков. В течение семи дней со дня получения данных специалисты проверят их достоверность и не позднее трех следующих дней должностное лицо примет решение о включении блога в реестр. Уведомление автору и владельцу соцсети отправят также в течение трех дней — по электронной почте.
В Роскомнадзор нужно будет оперативно сообщать об изменении данных, например, если изменился номер телефона или адрес почты.
Данные из перечня исключат, если интернет-страница по какой-то причине стала менее популярной, то есть количество подписчиков стало меньше десяти тысяч. Но как только цифра восстановится, нужно будет снова уведомлять об этом Роскомнадзор. И так каждый раз.
Основание для исключения — удаление страницы, но об этом также нужно сообщить в контролирующее ведомство.
Для тех, кто не передаст информацию о себе, предусмотрен ряд запретов. Все они вступят в силу 1 января 2025 года.
Неверифицированным блогерам нельзя будет организовывать сбор донатов, российским компаниям запретят размещать рекламу на страницах, не включенных в реестр, пользователям, которые подали сведения о себе в Роскомнадзор и попали в реестр, запретят репостить тех, кого в этот реестр не включили.
Закон не предполагает ответственности за нарушение этих запретов, подчеркнул в беседе с «Парламентской газетой» глава IT-комитета Госдумы Александр Хинштейн. Он добавил, что анонимные каналы и паблики не будут блокировать, однако парламентарии могут вернуться к вопросу дополнительных санкций в будущем.
Сам Хинштейн выразил готовность зарегистрироваться одним из первых, как и зампред думского IT-комитета Антон Горелкин, выступивший автором законопроекта. Оба отметили, что состав сведений является минимально необходимым, персональные данные блогеров не появятся в открытом доступе, а будут надежно защищены.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии