Фармкомпании, предупреждая о росте цен на лекарства, как правило, апеллируют к внешним факторам: инфляции, удорожанию сырья, увеличению производственных расходов и прочему. Но как только речь заходит о больших контрактах, выясняется, что они могут весьма существенно «подвинуться» от установленной на препарат предельной отпускной цены в сторону уменьшения — почти на треть.
В Счетной палате проанализировали госрегулирование цен на лекарства и пришли к выводу, в этом сегменте есть резервы для экономии расходов. В первую очередь это касается медикаментов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), которые приобретаются для медучреждений.
«Так, 42 процента закупок лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП осуществлялись по стоимости значительно ниже установленных отпускных цен, что свидетельствует о признаках их завышения», — говорится в отчете.
Как указано в документе, среднее снижение стоимости таких закупок от предельной отпускной цены — 32,1 процента. При этом Счетная палата также отметила недостаточный уровень конкуренции при проведении таких закупок.
Предельная отпускная цена — это стоимость, которая устанавливается производителем при регистрации лекарственного препарата. Она включает затраты на сырье и материалы, оплату труда и прочие расходы. Государство регулирует стоимость лекарств из перечня ЖНВЛП — для этого ведется специальный реестр.
Счетная палата рекомендовала пересмотреть подходы к установлению предельных отпускных цен на лекарства, а также принять меры к повышению эффективности закупок препаратов.
«Результаты проведенного аудита показали, что одной из наиболее действенных мер повышения эффективности и экономности расходов на приобретение лекарственных препаратов является централизация госзакупок», — говорится в отчете.
«Конечно, необходима централизация госзакупок, — сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов. — Я выступаю за то, чтобы было создано определенное аптечное управление с представительствами во всех регионах страны. Оно закупало бы лекарства и медицинские изделия сразу у производителей, а больницы потом покупали их. Тогда нашим медучреждениям не надо проводить конкурсы и тендеры. А если через эту структуру пойдут закупки препаратов для льготников — удобно будет региональным властям. Понятно, что в этом случае наценка получится минимальная, а экономия — максимальная».
Аудиторы также проанализировали практику установления тарифов на оплату медпомощи по обязательному медицинскому страхованию.
«Реализуемая на федеральном и региональном уровне тарифная политика имеет ряд недостатков, которые приводят к формированию как заниженных, так и завышенных тарифов на оплату медпомощи по ОМС. Сложившаяся ситуация в том числе обусловлена отсутствием расчета отдельных переменных, включенных в формулы расчета тарифа по всем видам медпомощи. В результате расчеты осуществляются на уровне Минздрава России экспертным путем — на основании данных отдельных федеральных медучреждений», — сказано в отчете.
Поэтому Счетная палата рекомендовала Правительству изменить подход к формированию этих тарифов, а также наделить ФАС полномочиями регулировать такие тарифы и разрабатывать необходимые методики их расчета.
Всего Счетная палата в 2024 году провела 11 контрольных и 6 экспертно-аналитических проверок, выявив нарушений на сумму 9,1 миллиарда рублей и вернув в бюджет 0,6 миллиарда.
Свежие комментарии