На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Надежда Белугина
    Молодцы!👍👍👍!«Очередной проигр...
  • Traveller
    Отмазка началась!!Источник рассказа...
  • Traveller
    Особенно рассмешило: "«Приказом министра обороны РФ Тимур Иванов отстранен от замещаемой должности федеральной госуда...«В виде разных ус...

Годовщина путча 1991 года (ФОТО)

 
 

28 лет назад, в ночь на 19 августа 1991 года,  в СССР начался путч: власть перешла к ГКЧП. Танки и военные перекрыли улицы Москвы.

Сегодня мы публикуем фотографии тех далеких дней.

В ночь с 18 на 19 августа 1991 года был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП).

Это положило начало августовскому путчу. Три дня путча , его последствия предрешили дальнейшую судьбу страны — в декабре 1991 года Советский Союз перестал существовать.

В ГКЧП вошли вице-президент СССР Геннадий Янаев, премьер-министр Валентин Павлов, министр внутренних дел Борис Пуго, министр обороны Дмитрий Язов, председатель КГБ Владимир Крючков, первый зампред Совета обороны Олег Бакланов и др.

Для начала своей деятельности члены ГКЧП, задачей которого было не допустить развала СССР (по версии самих участников Комитета), выбрали момент, когда президент СССР Михаил Горбачев находился на отдыхе в Крыму.

Около 4 утра 19 августа 1991 года Севастопольский полк войск КГБ заблокировал дачу Горбачева в Форосе.

Горбачев отказался давать согласие на введение чрезвычайного положения, после чего резиденцию заблокировали и оставили без связи. Впрочем, по одной из версий, Михаил Горбачев знал о готовящихся событиях и даже поддерживал ввод чрезвычайного положения. Доказательств причастности президента СССР к путчу нет.

После этого по телевидению объявили, что Михаил Горбачев болен, а власть в стране временно переходит к вице-президенту СССР Геннадию Янаеву — номинальному лидеру ГКЧП.

Путчисты считали, что нельзя допустить подписания нового договора между республиками СССР. Вместо Советского Союза должна была появиться конфедерация под названием Союз Суверенных Государств. Новый союзный договор собирались подписать 20 августа.

Первое постановление, которое подписал ГКЧП, запретило проводить в стране митинги и забастовки, а также приостановило деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений.

Второе постановление установило запрет на выпуск всех газет, кроме «Труда», «Рабочей Трибуны», «Известий», «Правды», «Красной звезды», «Советской России», «Московской правды», «Ленинского Знамени» и «Сельской жизни».

Однако по понедельникам выходила только газета «Правда». Номер сдавался в печать накануне вечером. Поэтому 19 августа ни в одном издании не было ни слова о ГКЧП.

19 августа по приказу министра обороны Дмитрия Язова в Москву было переброшено более 4000военнослужащих, 362 танка, 427 бронетранспортеров.

В этот же день вещание прекратили все телевизионные программы. Вместо них по всем каналам показывали балет «Лебединое озеро» и новостные выпуски.

Уже к 11 утра в центре Москвы начались многотысячные митинги. Люди выходили на улицу с трехцветными флагами, портретами Сахарова и Ельцина.

Борис Ельцин (на тот момент президент РСФСР) утром 19 августа прибыл в Белый дом. В 12:15 он вышел к людям, собравшимся у здания, и зачитал с танка Таманской дивизии «Обращение к гражданам России».

В нем Ельцин назвал действия ГКЧП «реакционным, антиконституционным переворотом» и призвал граждан страны «дать достойный ответ путчистам и требовать вернуть страну к нормальному конституционному развитию».

В 16:00 указом Янаева в Москве ввели чрезвычайное положение. В 17:00 в здании МИД состоялась пресс-конференция членов ГКЧП. Янаев заявлял об уважении к Горбачеву и необходимости «продолжить взятый курс на демократизацию». В то же время Ельцин издал указ № 61, которым союзные органы исполнительной власти, включая силовые структуры, были переподчинены президенту РСФСР.

Около 21:00 Борис Ельцин выступил на митинге, где сообщил, что российские руководители не уйдут из здания Дома Советов. К 23:00 через баррикады к Белому дому пропустили танковую роту Таманской гвардейской дивизии. Экипажи танков заявили о верности российскому правительству.

Люди продолжали стягиваться к Белому дому весь следующий день. К вечеру 20 августа вокруг него находились несколько сотен тысяч человек.

ГКЧП планировал начать штурм Белого дома, но на военную операцию путчисты так и не решились. Однако без жертв не обошлось. В ночь с 20 на 21 августа на пересечении Садового кольца с Новым Арбатом митингующие попытались перекрыть дорогу бронитехнике, патрулировавшей улицы.     Солдаты, в машины которых летели камни, открыли предупредительный огонь. В итоге одна из пуль срикошетила и убила 37-летнего Владимира Усова.  

Еще одной жертвой стал 28-летний Илья Кричевский — его застрелил один из членов экипажа подоженного демонстрантами БМП. Третьим погибшим в ту ночь стал 22-летний Дмитрий Комарь. Он забрался на машину пехоты, а когда его скинули, погиб под гусеницами БМП.

Все трое погибших были посмертно награждены званиями Героев Советского Союза.














Около 5 утра 21 августа министр обороны Язов был вынужден отдать приказ о выводе войск из Москвы. Вечером 21 августа вице-президент Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП. В тот же день генеральный прокурор РСФСРВалентин Степанков выносит постановление об аресте бывших членов ГКЧП.

А спустя несколько дней СССР фактически перестал существовать.

Справка:

38% опрошенных россиян считают события августа 1991 года трагедией, которая привела к губительным последствиям. Об этом говорится в опросе, проведенном "Левада-центром".

36% россиян полагают, что эти события — противостояние в высшем руководстве государства, а 6% — победа демократической революции, покончившей с властью КПСС.

23% отмечают, что ГКЧП ввёл войска в Москву, чтобы укрепить своё положение во власти.

"События воспринимаются негативно и расцениваются скорее как символ "распада великой страны", нежели как яркий эпизод в постсоветской истории России, заслуживающий внимания и институциональной проработки", — отметила сотрудник "Левада-центра" Карина Пипия.

Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх