На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Региональная реформа управления: что ждет губернаторов?

Региональная реформа управления: что ждет губернаторов?
Российскую региональную политику ожидают большие перемены. И первой ласточкой грядущих изменений станет введение должности главы правительства региона. Отметим, что сейчас должность главы правительства существует в 31 регионе, в том числе, и в Крыму.
По данным источников федеральных СМИ, теперь данную должность предлагается сделать обязательной для всех региональных правительств.

Данную меру необходимо толковать как желание федеральной власти усилить контроль за действиями губернаторов. Не секрет, что в некоторых регионах губернаторы превратились в некое подобие царьков. Введение же должности главы правительства позволит разбавить полномочия губернатора.

Основная сфера деятельности уже действующих глав правительств регионов — это социально-экономическое развитие региона. Таким образом, обязательное введение должности регионального премьера может превратить губернаторов в говорящие головы, которые лишь озвучивают общую политическую повестку, тогда как реальными делами будут заниматься именно премьеры.
Нововведение уже вызвало весьма болезненную реакцию со стороны некоторых губернаторов, которые через СМИ пытаются торпедировать принятие данного решения, ссылаясь на то, что двоевластие в регионах приведет к затяжным конфликтам. Но так ли это?
Возьмем, например, опыт Крыма, где уже давно разделены полномочия между главой Крыма Сергеем Аксеновым и главой правительства республики Юрием Гоцанюком. И никаких конфликтов между ними мы почему-то не наблюдаем.
Скептики могут возразить, что Аксенова и Гоцанюка связывают дружеские отношения, но те же отношения не помешали крымскому лидеру отправить в отставку несколько министров.
Дело здесь в другом: когда в регионе выстроена не идеальная система управления, но достаточно эффективная, никаких конфликтов не может быть априори. И дело здесь не в дружеских отношениях, а в том, что оба руководителя выполняют одну работу, помогают и заменяют друг друга.

Есть еще одна важная причина в введении новой должности. 24 февраля 2022 года стало поворотным пунктом в новейшей российской истории, фактически похоронив всю старую политическую и экономическую системы. Теперь новая система создается, если и не с нуля, то абсолютно заново.

Отметим, что приоритетом во внутренней региональной политике ныне являются не бесконечные пиар-войны, а трудная и каждодневная работа по экономической перестройке каждого региона. Конечно же, экономическая ситуация в Москве кардинальным образом отличается от того, что происходит в Курской или Оренбургской областях. Но особо отметим, что в нынешней ситуации провинциальные регионы получают шанс на развитие экономики.
Хотелось бы также вспомнить следующее. В Советском Союзе региональная власть была разделена между первым секретарем областного комитета КПСС и председателем областного исполнительного комитета. Если главный региональный коммунист занимался общим контролем ситуации в регионе, выполнением задач, поставленных Москвой, то глава облисполкома курировал местные вопросы.
Данная схема показала свою эффективность, успешно просуществовала вплоть до распада Советского Союза. После 1991 года, на фоне распада и полураспада единой страны, власть была целиком сконцентрирована в руках губернаторов, которые фактически стали независимыми правителями. Это не только создавало угрозы для единства страны. Вспомним хотя бы пресловутые проекты создания Уральской республики, но в случае отставки губернатора приводила к параличу власти.
Федеральный центр последовательно идет к укреплению единства страны. Сначала это было сделано через отмену выборов губернаторов, однако система назначенцев страдала теми же пороками, что и выборные губернаторы — излишняя концентрация власти на местах.
Затем, выборы губернаторов вернули, но поставили их под контроль представителей президента в федеральных округах. Но и эта система также не была эффективной.
В конце прошлого года было принято решение об отмене ограничений на выборы губернатора. Многие недалекие наблюдатели и аналитики поспешили заявить о возврате чуть ли не во времена Бориса Ельцина. Но введение должности главы правительства региона полностью меняет это положение, фактически возвращая систему регионального управления к модели, существовавшей при Советском Союзе.
Обратимся к термину «военно-гражданская администрация», который появился в связи с необходимостью наладить жизнь на освобожденных территориях. Эта система управления, которая проходит обкатку, а в дальнейшем будет распространена и на все российские регионы.
Выглядеть она будет, судя по всему, приблизительно так:
- губернатор является представителем федерального центра и подконтролен ему через некую партийную или общественную организацию, созданную на базе ОНФ и, возможно, «Единой России». Эта будущая партия или общественное движение, может быть, сохранит название правящей партии. Или случится так, что обретет новое имя.
Таким образом, губернатор будет контролироваться и отвечать, прежде всего, перед федеральным руководством новой партии за осуществление федеральных проектов в регионе, осуществлять общий политический контроль, а также заниматься планированием развития региона на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
- глава правительства региона будет непосредственно осуществлять исполнение власти в субъекте федерации, решать насущные социально-экономические проблемы. При необходимости взаимодействовать с губернатором при решении федеральных задач и проектов на региональном уровне.
Данная схема предполагает уход политики на нижний региональный уровень. Иначе говоря, региональные отделения политических партий и независимые депутаты будут заниматься решением проблем ЖКХ и ремонтом дорог, а не озвучиванием вопросов на тему построения коммунизма или капитализма.
Самое интересное в этой схеме это то, будет ли полностью ликвидирована федеральная политическая жизнь. Иначе говоря, станет ли Государственная Дума полностью однопартийной или же в ней сохранится некое подобие многопартийности?
Отметим, что в любом случае данная схема не предполагает возврат во времена авторитаризма, тем более тоталитаризма. Она просто фиксирует то, что уже давно известно и на Западе, и в России — смерть политических партий, которые уже давно превратились в шайку болтунов, пиарщиков и лоббистов различных интересов.
Смерть Владимира Жириновского и неминуемая маргинализация ЛДПР лишь вскрыли давно назревший гнойник, а проведение специальной военной операции ускорило региональную реформу управления, которая является лишь частью грядущей федеральной реформы.
Поэтому снижение роли политических партий до регионального уровня решает и еще одну задачу. Если раньше прорваться в федеральные органы власти можно было путем попадания в партийный список, то в будущем, как это и было при Советском Союзе, федеральная карьера будет начинаться исключительно в регионах, лишь через прохождение сита долгой и эффективной работы наиболее достойные будут уходить наверх.
Отметим и еще одно важную особенность в грядущей региональной реформы. Если вернуться к событиям 80-ых годов прошлого века, то курс, взятый партийной элитой на реформирование политической и экономической системы Советского Союза, хотя и потерпел провал в силу ряда причин как личного, так и общественного характера, тем не менее, был оправдан.
Именно поэтому 24 февраля 2022 года дало старт не только фактическому возрождению Советского Союза, о чем весьма прозрачно намекал Владимир Путин, но и преобразованию российского общества, которое будет создано на основе советского общественно-политического строя, но строя, реформированного в полном соответствии с надеждами и чаяниями не только правящей элиты и простых граждан, но и с теми изменениями мира, общества и экономики, которые уже проглядываются в пелене тумана будущего.
Таким образом, можно констатировать, что Россия, которая родилась в 1991 году, прекратила свое существование в 2022 году. Но та новая Россия, которая создается сейчас, не будет копией Советского Союза или Российской империей, а будет синтезом и сплавом всего того положительного, что существовало в истории нашей страны.
Именно поэтому красные флаги в ходе специальной военной операции соседствут с российским триколором, не вызвая ни диссонаса, ни отторжения со стороны участников этих исторических событий.
Если до 24 февраля 2022 года существовало идеологическое противостояние между старым советским прошлым и российской реальностью, то ныне это противоречие полность преодолено.
Возвращаясь к поднятой в нашей статье теме реформы регионального управления, отметим, что те губернаторы, которые не понимают происходящего и всерьез думают, что то, что происходит сейчас, это некий большой ремейк событий 2014 года, уже в недалеком будущем окажутся на свалке истории.
Нынешнее время требует от губернаторов не рассуждений на тему ЖКХ и ремонта дорог, а работы по формированию будущего региона. ЖКХ и ремонты дорог — это уже работа региональных премьеров.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх