На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Получат ли в Севастополе кандидаты на пост губернатора право на самовыдвижение?

 
 

После окончания выборов, можно и наверняка нужно, взглянуть на них со стороны, без эмоций и тем более без политических предпочтений.

И дело здесь не в известной идиоме, что выборы начинаются на следующий день после окончания предыдущих. Вопрос я ставлю по-другому, не нарушены ли права человека во время избирательной кампании.

Следующие выборы, которые ожидают Севастопольцев, это выборы губернатора города Севастополя, которые состоятся в сентябре 2020 года.

Уже сегодня, анализируя посты в соцсетях, статьи различных интернет-изданий, можно сделать вывод о том, что на горизонте пока призрачно, но уже замаячили пять претендентов на это кресло.

Слово кресло, наверно я употребил неудачно. Оно вызывает ассоциацию с чем-то мягким, уютным, почти домашним. Мне довелось довольно близко наблюдать работу предыдущих губернаторов, могу сказать, что она требует полной самоотдачи, практически отказ от личной жизни. Служение городу это не синекура, напротив, дело нелегкое. Но, тем не менее, претендентов на эту должность всегда хватает.

При наличии множества претендентов возникает вопрос, как они могут реализовать свое право быть избранным, если они не состоят ни в какой партии. Дело в том, что федеральный закон предоставляет право выдвигать кандидатов на выборы губернатора, только избирательным объединениям, т.е. партиям. В тоже время федеральным законом установлено право регионов, самим решать вопрос о праве кандидата в губернаторы, идти на выборы в качестве самовыдвиженца.

Напомню, что в Законе Севастополя «О выборах губернатора города Севастополя, такое право не предусмотрено.

Хотя формально партия может выдвинуть и беспартийного кандидата, но это не решает проблему. Сточки зрения выстраивания управленческих вертикалей для партий право на самовыдвижение кандидатов в губернаторы не выгодно, оно ослабит их влияние на электоральный процесс.

Но я, как раз хочу уйти от политической составляющей, хотя куда без нее, и посмотреть на эту сторону избирательного права исключительно с позиции декларируемых прав человека.

В 2014 году, когда мы только начинали входить в правовое поле Российской Федерации, Конституционный суд РФ вынес любопытное определение.

Суть жалобы Конституционный Суд Российской Федерации заключалась оспаривании конституционности Закона Новгородской области от 30 мая 2012 года N 75-ОЗ «О выборах Губернатора Новгородской области», не предусматривающего самовыдвижение в качестве способа выдвижения кандидатов на должность губернатора Новгородской области.

Отказавшись принять к рассмотрению жалобу, КС уточнил, что Заксобрание региона вправе самостоятельно расширять перечень способов выдвижения кандидатов, в том числе включать в него самовыдвижение.

В тексте данного Определения КС приводится очень любопытное обоснование отказа в принятии жалобы к производству:

При решении вопроса о принятии жалобы В.К. Иванова к рассмотрению Конституционный Суд Российской Федерации исходит из того, что оспариваемое заявителем правовое регулирование должно оцениваться в контексте реализованных федеральным законодателем комплексных мер по развитию российской политической системы, включая упрощение порядка создания политических партий и отмену для всех без исключения политических партий требования обязательного сбора подписей избирателей для регистрации кандидатов на выборах, кроме выборов Президента Российской Федерации. Принимая во внимание эти нормативные изменения, конкретизирующие гарантии конституционных принципов политического многообразия и многопартийности, Конституционный Суд Российской Федерации не находит оснований…

Честно говоря, я так и не понял о чем говорил КС, упоминая реализованные меры, включая упрощение порядка создания политических партий и отмену для всех без исключения политических партий требования обязательного сбора подписей избирателей для регистрации кандидатов на выборах, ведь до настоящего времени, практически все непарламентские партии исполняя требования избирательного законодательства, обязаны собрать необходимое количество в поддержку выдвигаемых ими кандидатов.

Данное определение КС не было поддержано всеми судьями. Особое мнение в отношении определения КС высказал судья Сергей Князев. Он уверен, что гражданам должно быть предоставлено право лично участвовать в выдвижении кандидатов при проведении любых выборов: Он разглядел в действующем законе о выборах «правовую неопределенность, в связи с чем суд должен был принять жалобу к рассмотрению».

Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова разделяет позицию коллеги, - «Речь идет о важнейшей конституционной норме, которая требует, чтобы любое ограничение права устанавливалось федеральным законом. А также соответствовало целям, которые Конституция признает в качестве оснований для ограничения прав».

Не стоит забывать, что избирательные права входят в нормативное содержание права граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (Конституция Российской Федерации, статья 32, часть 1).

В силу этого всему корпусу избирателей, включая и ту его часть, которая — руководствуясь теми или иными убеждениями (взглядами) — предпочитает беспартийное состояние (положение), должна быть предоставлена возможность выдвижения своих представителей в избираемые на основе прямых выборов органы государственной и муниципальной власти. В противном случае конституционное признание единственным источником власти в Российской Федерации ее многонационального народа, а высшим выражением народовластия — наряду с референдумом — свободных выборов (статья 3, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации) окажется под вопросом.

«В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства», - говорится в Конституции РФ.

В своем (отказном) определении КС выразил следующую мысль.

Конституционный Суд Российской Федерации учитывает также ранее выраженную им правовую позицию, согласно которой право принимать участие в прямых выборах указанного должностного лица и быть избранным на эту должность не является необходимым элементом ни конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, ни иных конституционных прав; оно устанавливается федеральным законодателем в рамках регулирования порядка формирования органов государственной власти в качестве составной части конституционно-правового института организации органов государственной власти в субъектах Российской Федерации и, следовательно, производно от организации государственной власти в субъекте Российской Федерации и предопределяется порядком замещения указанной должности, который устанавливался федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации; следовательно, возможно законодательное установление различных способов замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в том числе в зависимости от социально-исторического контекста, и, соответственно, возможность различных форм участия в этой процедуре как субъектов публичной власти.

Судья КС Сергей Князев парирует мнение коллег, заявляя, то обстоятельство, что выбор вида избирательной системы, применяемой на губернаторских выборах, и правовое регулирование соответствующих процедур, являясь вопросом политической целесообразности, относится к полномочиям законодателя, обладающего достаточно широкой дискрецией (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 1995 года N 77-О), не освобождает его от конституционной обязанности устанавливать такое регулирование в этой области, которое надлежащим образом обеспечивало бы избирательные права граждан и легитимацию высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Не случайно в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Союза Независимых Государств (статья 1, пункт 3) специально обращается внимание на то, что законодательное регулирование права избирать и быть избранными, порядка выборов (избирательные системы), а равно ограничение избирательных прав и свобод не должно ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные и (или) законодательные гарантии их реализации или носить дискриминационный характер.

Давайте внимательно посмотрим, какие требования по вопросу самовыдвижения предъявляет Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, которая, в свою очередь, в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации является составной частью правовой системы Российской Федерации

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конституция РФ

Конвенция указывает, что подлинных выборах существует реальный политический плюрализм, идеологическое многообразие и многопартийность, осуществляемые через функционирование политических партий, законная деятельность которых находится под юридической защитой государства (статья 9, пункт 2).

Одновременно проведение подлинных и справедливых выборов не мыслится без признания за гражданами возможности выдвигать свою кандидатуру на выборах независимо от членства в политических партиях или иных общественных объединениях. Наглядным подтверждением тому могут служить требования данной Конвенции, согласно которым каждый гражданин должен иметь равные правовые возможности выдвинуть свою кандидатуру на выборах (статья 3, пункт 4); кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и (или) в порядке самовыдвижения (статья 10, пункт 3).

Судья Сергей Князев особо подчеркивает, - еще более определенно право граждан инициировать выдвижение своей кандидатуры на выборах находит подтверждение в принятом Венецианской комиссией на 84-м пленарном заседании Положении о правовом регулировании деятельности политических партий (Венеция, 15 — 16 октября 2010 года). В нем особо подчеркивается, что, даже несмотря на то, что одной из основных функций политических партий является выдвижение кандидатов на выборах с целью завоевания и осуществления политической власти, тем не менее участие того или иного лица в выборах в качестве кандидата от политической партии является выражением его личного права быть избранным, вследствие чего законы должны закреплять за гражданином личное право баллотироваться на выборах (статья 126).

Чтобы хоть как-то закончить эту бесконечную тему в более-менее практическом ключе, напомню, что в начале апреля этого года Научно-экспертный совет при Центризбиркоме России обсудил изменения, в том числе смягчения в выборном законодательстве. Всего к заседанию подготовлены четыре рекомендации.

Они адресованы Госдуме, Совету Федерации и президенту.

Одна из них, предлагает допустить самовыдвижение на выборах глав всех регионов. Сейчас, по закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов», право участвовать в выборах главы региона для самовыдвиженцев определяется местными законами.

К сожалению, у нас в городе Общественная палата, которая призвана, в частности, выносить на обсуждение и давать экспертные заключения по подобным вопросам, является декларативно-декоративным органом. По существу ее просто нет. А следующие выборы Губернатор меньше через год и решать вопрос необходимо.

Борис Колесников

Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх