
По данным Роспотребнадзора, в последние два года россияне все чаще жалуются на интернет-торговлю. Поэтому сейчас одна из самых актуальных проблем — регулирование деятельности маркетплейсов так, чтобы они работали в правовом поле.
В целом же по обращениям потребителей только с участием представителей ведомства за десять лет через суды людям вернули более 15 миллиардов рублей, из них за 2024 год — более 4,2 миллиарда.
В 2025 году Всемирный день прав потребителей проходит под девизом «Справедливый переход к устойчивому образу жизни» — как призыв к людям относиться к своему потреблению сознательно, ответственно и с позиции разумного минимализма.
Принятый в 1992 году Закон «О защите прав потребителей» постоянно дополняется очередными изменениями, но многие моменты остаются либо полностью, либо недостаточно урегулированными. Это подтверждает статистика Роспотребнадзора, куда в 2024 году поступило 420 тысяч письменных обращений от недовольных качеством товаров и услуг россиян. Среди этих жалоб продолжает расти число сообщений о дистанционных продажах. Эксперты связывают это со снижением надзора, изменением некоторых правовых аспектов, чем злоупотребляют недобросовестные продавцы.
«У нас появилось много цифровых сервисов, их можно выделить в отдельный сегмент потребительского рынка, — сказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности, а также руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей при комитете Виктор Зобнев. — Существенно изменили нашу жизнь маркетплейсы».
Два самых известных из них занимают доминирующее положение с долей более 80 процентов, уточнил сенатор. Поэтому нужно было принимать меры, чтобы защитить права потребителя в отношениях с продавцом и онлайн-площадкой.
В конце декабря 2024 года Госдума приняла, а президент подписал закон, который обязал маркетплейсы подтверждать качество товаров. С 1 сентября 2026-го продавцы должны будут в описании изделий добавлять ссылку на сертификат.
«К сожалению, применяемые механизмы проверки контрагентов и продукции не исключают проникновение на торговые площадки нелегальных продавцов и товаров, — объяснил Зобнев. — Поэтому одна из ключевых задач — обеспечение равного уровня защищенности потребителей при покупках на маркетплейсах, а также борьба с нелегальной и запрещенной продукцией».
Однако речь идет о совершенствовании законодательства не только в отношении маркетплейсов, поскольку товары продают и по объявлениям в социальных сетях, и на других интернет-ресурсах.
«Поэтому мы очень ждем внесения законопроекта о платформенной экономике. Основные предлагаемые нововведения связаны с расширением ответственности цифровых платформ перед потребителями, созданием механизмов для предъявления своих требований непосредственно продавцам и исполнителям, а также закреплением права на возврат товаров и получение компенсаций через цифровые платформы. Кроме того, частично решаются задачи вовлечения этих площадок в контроль легальности допускаемых на них продавцов и товаров», — отметил сенатор.
Еще одну важную тему обозначил сопредседатель Союза потребителей России Петр Шелищ: «Основной проблемой считаю наметившийся в последние годы тренд на предпочтение интересов предпринимателей интересам потребителей, подкрепляемый мифом о потребителях-экстремистах.
Особенно заметно это в сфере жилищного строительства по договорам долевого участия, где ответственность застройщика за нарушение договорных сроков и требований к качеству была снижена во много раз, а на справедливые и законные претензии они стали жаловаться как на экстремизм».
Одним из прорывных решений оба спикера назвали Единые правила в области защиты прав потребителей Союзного государства, закрепленные в декрете 6 декабря 2024 года.
«Они устанавливают рамочные правовые основы, направленные на сближение национальных законодательств России и Белоруссии, и регулируют отношения с участием потребителей. Закреплено, что граждане одного государства-участника на территории другого имеют равную защиту в области прав потребителей, могут обращаться в соответствующие уполномоченные органы, общественные и другие организации, суды или осуществлять иные процессуальные действия на одинаковых условиях. Этот документ — акт прямого действия, и нам нужно будет еще раз пересмотреть наше законодательство с точки зрения соответствия этим правилам», — отметил Зобнев.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии