Если клиент считает, что при оформлении ипотечного договора его права нарушаются, необходимо обратиться с жалобой вобратитесь с жалобой в интернет-приемную Центробанка РФ. Об этом сообщает пресс-служба регулятора.
Как отмечается, стандарт защиты прав и законных интересов ипотечных заемщиков действует с 1 января 2025 года и его основная цель — снизить риски для граждан и добиться того, чтобы банки более подробно информировали заемщиков об условиях кредита и связанных с ним рисках.
В частности, стандарт обязует банки получать согласие заемщика, если выданные по ипотечному кредиту средства направлены не на счет эскроу, а на аккредитив, и хранятся на нем больше 30 дней. На аккредитивах, в отличие от счетов эскроу, средства не защищены системой страхования вкладов.
По стандарту банк не может учитывать в составе первоначального взноса сумму, которая возвратится покупателю после приобретения квартиры (кэшбэк). Первоначальный взнос покупатель квартиры должен внести только за счет собственных денег.
Стандарт также запрещает банкам получать вознаграждение от продавца (застройщика) за установление пониженной процентной ставки по ипотеке, если это ведет к увеличению цены объекта недвижимости.
Кроме того, банки обязаны при получении от заемщика комиссии за понижение процентной ставки честно информировать его о том, какова разница в полной стоимости кредита. Таким образом, при принятии решения заемщик сможет оценить, выгодна ли для него эта услуга. Кредитная организация должна будет вернуть неиспользованную часть такого вознаграждения в случае досрочного погашения кредита.
«Стандарт предусматривает, что до заключения договора банки должны информировать заемщика об условиях кредита в доступной форме с разъяснением специальных терминов. Все запрошенные заемщиком консультации по кредиту должны быть предоставлены заранее. Кредитор должен сообщить об условиях стимулирующих бонусных программ, возможностях использования господдержки, напомнить заемщику о риске обращения взыскания на квартиру, если обязательства по ипотеке не выполняются, и о необходимости оценивать свои финансовые возможности по обслуживанию кредита», — заявили в Центробанке РФ.
В регуляторе также посоветовали в случае нарушения прав, обращаться в интернет-приемную Центробанка РФ.
«К обращению нужно приложить все документы, которые вам дали на подпись. Чтобы не забыть подробности обсуждения ипотечного договора, можно записать разговор с менеджером на диктофон. Запись пригодится и при подаче жалобы: она даст возможность Банку России лучше разобраться в ситуации. Аудиофайл также следует приложить к обращению», — заявили в Центробанке РФ.
Если ипотечный заемщик считает, что ему был нанесен материальный ущерб, можно обратиться к финансовому уполномоченному. А если сумма ущерба превысила 500 тысяч рублей, то напрямую в суд.
Свежие комментарии