
Функция уже доступна на портале госуслуг. Любой гражданин РФ может включить ограничение, не позволяющее оформлять на него кредиты.
Опция должна стать инструментом для борьбы с мошенниками, которые похищают личные данные россиян и оформляют на них займы.Работает это так: человек оформляет самозапрет, и информация об этом сразу же направляется в бюро кредитных историй (БКИ). После этого ни банки, ни финансовые организации не имеют право оформлять какие-либо кредиты или займы на имя заявителя.
Установить самозапрет на кредиты можно на портале госуслуг, перейдя по ссылке.
Самозапрет не дает возможности оформить на человека:
потребительские кредиты;
микрозаймы;
кредитные карты;
карты с овердрафтом.
При этом человек по-прежнему может взять залоговый (например, ипотеку или автокредит) или образовательный кредит, а также подписать договор поручительства. Эти виды операций реже всего становятся инструментом для мошенников, так что их в самозапрет не включили.
нужно подать заявление на «Госуслугах», в котором следует указать ФИО, данные паспорта, СНИЛС и ИНН. Также необходимо выбрать условия самозапрета. Если вы успеете оформить самозапрет до 22:00, то информация об этом в тот же день попадет в бюро кредитных историй. Со следующих суток кредитные организации не смогут выдавать на ваше имя кредиты и карты.
Пока это единственный способ. Но ожидается, что с сентября самозапрет можно будет оформить и в ближайшем МФЦ.
Срок действия самозапрета не ограничен. Он будет действовать, пока вы сами его не отмените.
Как снять с себя самозапрет?
Это также можно сделать через «Госуслуги». Но для отмены самозапрета понадобится заверить свое заявление усиленной электронной подписью. При этом самозапрет отменится не сразу: сначала нужно выждать два дня «периода охлаждения».
Опция бесплатна для всех граждан РФ, а заявления можно подавать неограниченное количество раз.
По его словам, злоумышленники звонят клиентам банков и представляются сотрудниками бюро кредитных историй, утверждая, что при установке самозапрета произошла техническая ошибка, из-за которой отметка в кредитной истории не была поставлена. Они предлагают перейти по ссылке и заново ввести личные данные для «проверки».
Однако эта ссылка ведёт на фейковый сайт «Госуслуг» или содержит вирус, который позволяет мошенникам получить доступ к аккаунту и личной информации жертвы. В одном из случаев человек, которому позвонили мошенники, самостоятельно проверил статус самозапрета через официальный портал «Госуслуг» и убедился, что всё в порядке.
Марданов подчеркнул, что мошенники быстро используют актуальные новости и могут представляться сотрудниками разных организаций — «Госуслуг», бюро кредитных историй или банка. В зависимости от ответа жертвы они меняют легенду: если человек уже установил самозапрет, говорят о сбое и необходимости проверки; если нет — утверждают, что услугу подключили по ошибке и нужно разобраться с ограничениями. Также злоумышленники могут запугивать блокировкой счетов.
Банк России призывает граждан быть внимательными и не переходить по подозрительным ссылкам, а все вопросы по самозапрету проверять только через официальные каналы.
Свежие комментарии