Директор Департамента экономического развития города Севастополя
Денис Александрович Профатилов рассказал, как строится взаимодействие между СЭЗ и Правительством Севастополя, что дает для предприятий малого и среднего бизнеса появление такой площадки; какие темпы инвестиций и какое количество проектов наблюдается в новых экономических условиях.
Денис Александрович, когда, с какой целью и на какой период создана Свободная экономическая зона на территории города Севастополя?
- Свободная экономическая зона на территории города Севастополя функционирует с 01 января 2015 года. СЭЗ создана на 25 лет с возможностью продления, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, жилищного строительства, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также создания новых рабочих мест.
Особый режим осуществления предпринимательской деятельности, применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны распространяются на всю территорию Севастополя. Какие льготы дает статус участника Свободной экономической зоны предпринимателю и к чему обязывает?
- Участнику СЭЗ предоставляются налоговые льготы и льготы по оплате страховых взносов.
Так, предоставляется нулевая ставка налога на прибыль в федеральный бюджет на 10 лет. В части, подлежащей зачислению в бюджет города Севастополя, в зависимости от основного вида деятельности инвестора установлены дифференцированные льготные ставки налога на прибыль - 6 либо 13,5 процентов.
Важно учитывать, что льготные ставки применяются при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных при реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных при осуществлении иной хозяйственной деятельности.
Также участники СЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество организаций сроком на 10 лет и от уплаты земельного налога сроком на 3 года в отношении земельных участков, используемых в инвестиционном проекте.
Одной из самых льгот для участника СЭЗ являются пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6%, против общего тарифа в размере более чем 30%.
На территории СЭЗ может быть применена процедура свободной таможенной зоны. При этом следует обратить внимание, что в случае нарушения условий договора СЭЗ (и его досрочного расторжения) участник обязан возместить в бюджетную систему весь объем использованных льгот.
Сколько участников Свободной экономической зоны зарегистрировано в настоящий момент в Севастополе? Сколько организаций получили статус участника СЭЗ в 2024 году? Какие направления деятельности они развивают?
- В городе Севастополе зарегистрирован 361 участник СЭЗ, из них в 2024 году статус участника СЭЗ в городе Севастополе получили 21 субъект.
Севастопольские участники СЭЗ реализуют 393 инвестиционных проекта в сфере промышленности, услуг, строительства, сельского хозяйства, торговли, туризма, транспорта, топлива и энергетики, а также в социальной сфере.
Источник: предоставлено Департаментом экономического развития Севастополя Предприниматели, которые имеют возможность получить статус участника СЭЗ, должны осуществлять четко определенные (не любые) виды деятельности? Это должен быть основной вид деятельности? Чем это регламентировано?
- В рамках реализации проекта участники СЭЗ могут осуществлять любые виды экономической деятельности, разрешенные на территории Российской Федерации и соответствующие цели конкретного проекта.
Единственное ограничение установлено Федеральным законом от 29.11.2014 года № 377-ФЗ и состоит в запрете осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых.
Также для дифференцирования применения ставки налога на прибыль и определения повышающего коэффициента по страховым взносам, инвесторы в заявлении о заключении договора СЭЗ указывают один наиболее соответствующий их инвестиционному проекту ОКВЭД.
Как рассчитывается сумма инвестиций в Севастополь для каждого участника СЭЗ?
- Согласно требованиям Федерального закона от 29.11.2014 года № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» минимальный объем инвестиций для субъектов малого и среднего предпринимательства в свой бизнес в течение первых трех лет составляет не менее 6 млн. рублей, для других инвесторов – не менее 60 млн. рублей.
Если предпринимателем предполагается строительство предприятия, как и кем осуществляется выбор места и ресурсоснабжение земельного участка (электричество, вода, газ и т.д.), как обеспечиваются подъездные пути (ж/д ветка, погрузочный контейнерный терминал и т.д.)?
- Концепцию инвестиционного проекта, излагаемую в инвестиционной декларации, разрабатывает сам инвестор, в том числе определяет подходящую для реализации проекта инвестиционную площадку (земельный участок). Также инвестор самостоятельно обеспечивает инвестиционную площадку необходимыми коммуникациями и инфраструктурой: либо до начала реализации проекта, либо уже в процессе.
Земельный участок передается участнику СЭЗ в аренду или предлагается к продаже?
- Как правило, инвестор на момент подачи инвестиционной декларации уже имеет арендованный либо собственный земельный участок.
Если же для реализации проекта необходим участок, то инвестор может воспользоваться процедурой его получения в собственность или в аренду без проведения торгов. Предусмотрено освобождение инвестора от арендной платы за пользование участком в первые три года реализации проекта.
Как выстраиваются взаимоотношения с субъектами, которые получили статус участника СЭЗ, получили земельный участок без проведения торгов, зарегистрировали собственность на землю, но не могут начать инвестиции в строительство предприятия, то есть нарушают график инвестирования, проектирования, строительства? Предлагается юридическая помощь, помощь в кредитовании, поддержка в суде?
- В целях решения вопросов потенциальных и действующих участников СЭЗ в Департаменте экономического развития города Севастополя по четвергам осуществляется прием граждан, на котором предоставляется консультация по вопросам, касающимся функционирования СЭЗ. Как правило, такие консультации во многом помогают решить обратившимся участникам СЭЗ проблемные вопросы.
Вместе с тем, при неисполнении условий договора СЭЗ уполномоченный орган обязан обратиться в суд о расторжении такого договора.
Есть примеры предпринимателей, которые уже имеют собственные земельные участки, не нуждаются в дополнительных участках, получают статус участника СЭЗ для ввоза импортных товаров без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость?
- Да, у нас есть инвесторы, воспользовавшиеся процедурой свободной таможенной зоны. Так, например, в рамках реализации проектов участники СЭЗ пользуются данной преференцией для ввоза саженцев винограда, а также иностранного оборудования.
Ввезенный товар без таможенного оформления можно использовать на всей территории СЭЗ или на локальной площади? Что происходит, если предприниматель утрачивает статус участника СЭЗ через некоторое время (предположим, через год) после ввоза импортного товара по льготной процедуре?
- Ввезенные в свободную таможенную зону товары необходимо использовать в зоне таможенного контроля с привязкой к объекту СЭЗ (месту реализации). При этом оборудование, помещенное участником СЭЗ под процедуру свободной таможенной зоны и введенное в эксплуатацию, а также товары, помещенные под процедуру свободной таможенной зоны и использованные для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ, сохраняют статус иностранных товаров и не требуют уплаты пошлин и налогов.
При расторжении договора СЭЗ необходимо возместить в бюджет пошлины и налоги, не уплаченные в связи с применением процедуры свободной таможенной зоны.
Какие цели по привлечению инвестиций в Севастополь были поставлены перед СЭЗ в 2024 году и достигнуты ли эти показатели?
Согласно государственной программе города Севастополя «Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе», план по инвестициям участников СЭЗ на 2024 год установлен в размере 1 млрд 500 млн рублей. Фактически же за 2024 год участниками СЭЗ уже вложено 2,5 млрд рублей.
Источник: предоставлено Департаментом экономического развития Севастополя Обращается ли Департамент экономического развития города Севастополя с законодательной инициативой в Законодательное собрание Севастополя по вопросам устранения тех пробелов законодательства, которые выявлены в результате практической работы СЭЗ?
- Департамент экономического развития Севастополя на постоянной основе ведет совместную работу с Минстроем России по вопросам совершенствования СЭЗ. В случае необходимости Департаментом экономического развития может быть инициирован вопрос об оказании содействия со стороны Законодательного Собрания города Севастополя в части законодательной инициативы. В целом на протяжении всего периода существования СЭЗ неоднократно по инициативе Департамента экономического развития за счет взаимодействия с федеральными органами власти вносились изменения в федеральный закон о СЭЗ.
Какие дополнительные программы для развития инвестиционных проектов в Севастополе планируется внедрять в 2025 году?
В целях развития на территории Севастополя инвестиционной деятельности в сфере жилищного строительства 12.09.2024 года Правительством Севастополя принято постановление № 429-ПП, согласно которому определены обязательства инвесторов перед городом о безвозмездной передаче в собственность Севастополя не менее 7% жилых помещений в рамках проектов по жилищному строительству, которые реализуются в рамках СЭЗ.
Предполагается, что в 2025 году будут запущены первые из таких проектов, что будет способствовать развитию городских территорий за счет возведения жилых многоквартирных домов, сопутствующей инфраструктуры, а также формирования жилищного фонда города для передачи социально незащищенным группам населения.
Беседовала Марина Мстиславская
Свежие комментарии