Покупательская активность на рынке жилой недвижимости может сократиться из-за низкой рождаемости в 90-е годы, что приведет к падению продаж и затовариванию рынка в ближайшие 10 лет. Об этом, как сообщает издание «Индикаторы рынка недвижимости», заявила руководитель аналитического центра PARUS Asset Management Елена Михайлова.
По ее словам, в 2000-ые годы девелоперы развивали свой бизнес благодаря нескольким факторам: благоприятной ситуации на внешних рынках, росту реальных доходов населения, увеличенному спросу на ипотеку и стабильной демографической ситуации.
Основной портрет покупателя включал представителей поколения X, для которых жилищный вопрос был важен наряду с семейными ценностями, которые составляли 23% населения, или 34 млн человек.
Повышенный спрос наблюдался на жилье эконом-класса на окраинах и небольшие по площади лоты, что привело к диспропорции в территориальном развитии и переизбытку маленьких квартир, доля которых сейчас превышает 50% предложения.
Однако ситуация начинает изменяться из-за неопределенной экономической обстановки и демографического кризиса — на рынок выходят представители поколения Y - самое малочисленное поколение (не более 16 % от всего населения), которое демонстрирует совершенно иные поведенческие паттерны.
Например, квартира как собственность для них перестает быть главной финансовой целью; эти клиенты предпочитают аренду, что связано с развитием экономики совместного потребления. Семья и рождение детей не являются приоритетом в молодом возрасте для данного поколения и откладываю на более поздний период после 30 лет.
В отличие от своих родителей, покупатели поколения Y предпочитают жить ближе к центру и не в студиях.
По прогнозам в PARUS Asset Management, к 2030 году население России сократится минимум на 1 млн человек. Уже сейчас на рынке жилой недвижимости наблюдается дисбаланс спроса и предложения.
Застройщики продолжают строить 100-110 млн кв. м жилья в год, но кто будет его покупать? В ближайшие 10-15 лет рынок будут определять демографические факторы, так как поколение Y не сможет обеспечить растущий спрос.
Свежие комментарии