Не так давно в бухте Севастополя рыбаки выловили страшную рыбу-шар с огромными иголками. Экземпляр доставили ученым. Чудовище оказалось ядовитой рыбой фугу, обитающей у берегов Японии.
Рыба-собака – она же фугу, она же иглобрюх, она же глобус, диодонт, фахак. Рыба-шар – смертельно ядовитое создание. Плавает хвостом вперед. В ее икре, коже, а особенно в печени содержится тетродотоксин – яд нервно-паралитического действия. Яд фугу в 25 раз сильнее кураре. Одна такая «собака» может погубить до 40 человек. В Японии фугу считается деликатесом. Противоядия от отравления фугу не существует.
Старший научный сотрудник Института биологии южных морей Александр Болтачёв полагает, что появление рыбы фугу, или как ещё её называют, иглобрюх, в севастопольской бухте – это загадка.
Но у нее может быть отгадка.
Такие «пришельцы» обычно попадают в водоемы с балластными водами судов. Балласт нужен морякам для повышения устойчивости кораблей на море.
В старину балластом могли служить камни, песок или чугунное литьё. Но на современных кораблях балластом служит забортная вода. Огромные баки ёмкостью в миллионы литров наполнены смесью воды и всего того, что затянули насосы. Это могут быть и водоросли, и ил, и да - различные морские обитатели. Однако существует порядок, который должен предотвратить перенос фауны: балластные воды необходимо сбросить на входе в море.
"Но далеко не каждое судно добросовестно проделывает это. Миграция фауны с балластными водами – очень опасное явление. К слову, холерный вибрион также был завезён из Азии в Латинскую Америку именно с балластной водой", - говорит учёный секретарь Института биологии южных морей Юлия Корнийчук.
Похоже, что положение все-таки может исправиться, поскольку несколько месяцев назад вступила в силу Конвенция об управлении балластными водами. Это случилось в Нагое ( крупный город-порт в Японии) на Десятой конференции стран Конвенции ООН по биологическому разнообразию.
И теперь есть надежда, что не только сведёт к минимуму риск вторжения чужеродных видов через балластные воды, но и обеспечит международную площадку для международного судоходства, обеспечивая четкие и надежные стандарты управления судовыми балластными водами. В соответствии с её условиями судовладельцы должны оборудовать корабли системами по удалению, обезвреживанию, предотвращению забора или сброса в балластных водах и осадках водных и патогенных организмов.
Свежие комментарии