![Источник: архив «ИНФОРМЕРа» Замороженные российские активы: есть ли шанс вернуть?](https://r4.mt.ru/r1/photo4E8F/20982243782-0/jpg/bp.jpeg)
После начала СВО страны Запада заблокировали около половины золотовалютных резервов Центробанка РФ - 300 млрд долларов США. Об этом заявил в марте 2022 года глава Минфина РФ
Антон Силуанов. При этом, эта цифра серьезно расходится с данными стран Запада. Так, в сентябре 2023 года целевая группа REPO, созданная для поиска и изъятия на основании санкций связанной с Россией собственности, оценила стоимость заблокированных суверенных активов РФ примерно в 280 млрд.
долларов США.
Эта же цифра называется в докладе Еврокомиссии. При этом, 208 млрд долларов США заблокированы на международной площадке Euroclear в Бельгии (группа, в которую входят одноименный международный депозитарий ценных бумаг и Euroclear Bank).
Различие между данными Антона Силуанова и Еврокомиссии, скорее всего, связано с тем, что глава Минфина РФ включил в сумму замороженных средств и деньги частных российских бизнесменов.
В ноябре 2022 года председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина сообщила, что на счетах типа C (как раз и предназначенных для заморозки иностранных активов в России) содержится всего около 280 миллиардов рублей активов западных компаний, что составляет около 3 млрд долларов США, или почти в 100 меньше суммы заблокированных российских активов.
При этом, по итогам прошлого года, процентные доходы Euroclear от инвестирования заблокированных российских активов составили 6,9 млрд. евро. Часть этих денег идет на оказание военной и иной помощи Киеву.
Так, в июле 2024 году Euroclear перевел Киеву 1,55 млрд евро, второй транш в марте 2025 года составит уже 2 млрд евро.
Между тем, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Евросоюз работает над использованием российских замороженных активов для предоставления помощи Украине. Речь идет о том, что Euroclear получит возможность выделять Киеву уже не проценты, а тело заблокированных российских резервов.
Однако, хотя разговоры об этом идут уже около года, никаких конкретных мер в этом направлении не принято. Все дело в том, что принятие такого решения незаконно с точки зрения международного законодательства и может серьезно подорвать доверие к западной финансовой системе. Но такая ситуация рассматривается, хотя и без особой перспективы.
Отметим также, что заявления некоторых российских политиков о том, что активы Центробанка РФ будут разморожены путем переговоров с президентом США Дональдом Трампом, лишены всяких оснований.
Во-первых, чтобы это сделать, Трамп должен провести решение через Конгресс США и получить две третьих голосов, которых у него нет. Во-вторых, даже если такое решение будет принято, то оно будет касаться только санкций, введенных США, следовательно, не будет распространяться на Euroclear.
При этом, даже решение Евросоюза о разморозке активов может сильно варьироваться в зависимости от политической ситуации.
«Они могут отменяться частично не только в смысле количества денег, но и в смысле возможности их использования. То есть полная заморозка может сменяться частичной заморозкой. То есть активы можно использовать, но, например, только на закупку продовольствия и медикаментов.
Так было в Ираке, когда после вторжения в Кувейт на Ирак были наложены международные санкции. Это называлось программа «Нефть в обмен на продовольствие». То есть Ирак продавал свою нефть, деньги зачислялись на блокированные счета, с этих счетов под контролем специального органа Ирак мог покупать только продовольствие и медикаменты», — заявил РИАМО управляющий партнер компании экспертного консультирования «Неокон» Денис Ракша.
В качестве самого известного примера можно привести историю с заморозкой активов Ирана, которую ввели США и другие страны Запада в 1979 год в ответ на захват посольства США в Тегеране.
По разным данным, эти активы оцениваются от 100 до 120 млрд долларов США по состоянию на 1979 год.
В 2015 году, то есть спустя 35 лет после блокировки, Иран заключил ядерную сделку, одним из условий которой был доступ к своим заблокированным активам, но в мае 2018 года США вышли из сделки и снова заблокировали активы.
Как отмечают аналитики, властям Ирана за 45 лет удалось вернуть не более 10% от общей суммы заблокированных активов.
Учитывая опыт Ирана, маловероятно, что в отношении России ситуация будет развиваться по другому. При этом, в случае России есть еще один важный момент: главы стран Евросоюза неоднократно заявляли о том, что одним из важных условий окончания конфликта на Украине является восстановление экономики страны, на которое и предполагается потратить все заблокированные российские активы.
Еще одним показательным примером может являться поправка Джексона — Вэника к Закону о торговле США, введенная в 1974 году в отношении СССР за отказ от права евреев на эмиграцию из страны. Хотя, правовая основа поправки перестала существовать уже в конце 80-ых годов, в связи с разрешением правительства СССР эмигрировать всем желающим, поправка так и не была отменена под разными предлогами.
Так, в 2002 году президент США Джордж Буш предложил Конгрессу США полностью прекратить действие поправки в отношении России и ещё восьми стран СНГ, но это предложение не было принято. В итоге, в отношении Украины поправка была отменена только в 2005 году.
Несмотря на попытки всех президентов США отменить поправку в отношении России, она дожила до 2012 года, когда Конгресс США одобрила законопроект, включавший в себя отмену поправки Джексона — Вэника и одновременно ввел санкций по «закону Магнитского», ничем не отличающиеся от поправки Джексона — Вэника.
Исходя из этого, перспективы России вернуть замороженные активы, если и не равны нулю, то практически не осуществимы в ближайшие десятилетия, даже в случае окончания конфликта на Украине.
Свежие комментарии