На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Narvalroz Евгений
    Пляжи в Крыму в порядок приведите сначала, прежде чем людей приглашать и деньги с них брать.«Турпоток будет о...
  • Харченко Александр
    Кишка тонкаВ Конгрессе США з...
  • Андрей Шишинов
    Мне почему-то кажется, что продажный мус не найдёт в действиях властей израиля состава преступления и никакого ордера...Международный уго...

Севастопольский полярник Отечества № 1 (ФОТО)

 

В 1763 году великий русский гений М.В.Ломоносов представил тогда ещё девятилетнему цесаревичу Павлу Петровичу, но уже в должности и в звании генерал-адмирала Российских флотов, рукопись под названием: «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». 

Бесспорно, что истинным адресатом сей рукописи была императрица Екатерина Вторая. Рукопись носила секретный статус.Михаил Васильевич, как широко государственно мыслящий человек, в этой записке ставил своей целью убедить власть в необходимости поиска и освоения морского прохода в Ост-Индию.

Что наиболее точно отражено в его же словах: «Таким образом, путь и надежда чужим пресечется, российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке».

Выражаясь языком современности, – это было предложение сверх амбициозного для России проекта, а именно – через Северный океан, фигурально выражаясь, прорубить даже не окно, а широченную дверь для действующего торгового морского пути в Тихий и Индийский океаны. А в самой смелой перспективе – действующего на постоянной основе круглогодично, а не в пределах короткого временного промежутка летней навигации.

Как в той пространной работе, так и в ряде дополнений к ней Ломоносов высказал массу практических рекомендаций по тому, как и что надо делать: и с точки зрения специфики оснастки и конструкции судов для плавания в высоких широтах, и с точки зрения профессионализма моряков, отправляющихся в столь опасные плавания, и с точки зрения навигации и ледовой обстановки в целом по всему маршруту следования среди льдов и т.д. и т. п.

Так, например, это были следующие дополнения: «Прибавление первое. О северном мореплавании на восток по Сибирскому океану» и «Прибавление второе, сочиненное по новым известиям промышленников из островов американских и по выспросу компанейщиков, тобольского купца Ильи Снигирева и вологодского купца Ивана Буренина, снаряжавших экспедицию Степана Глотова на Алеутские острова и Аляску».

Попытки найти, но только уже северо-западный проход в Индию, т. е. пройти в Тихий океан вдоль берегов Северной Америки в своё время осуществляли, например, англичане, испанцы и датчане. Впрочем, без видимых коммерческих результатов…

М.В.Ломоносов видел несметные природные богатства в суровых северных землях бескрайней Сибири и, как стало уже известно теперь, – на шельфе Ледовитого океана.

Но для начала необходимо было произвести гидрографическую разведку маршрута и нанести её на карты, задокументировать погодные и навигационные нюансы и сложности на пути следования, тщательно изучить ледовую обстановку и специфику таяния и дрейфа ледяных полей и т.д. и т.п.

Попытки проникнуть как можно далее в Северный Ледовитый океан и пройти через него в Тихий океан, конечно же, предпринимались и русскими мореплавателями, в том числе, начиная с XI новгородцами и поморами.

В дальнейшую историю освоения русскими Севера и Сибири вошли экспедиции С.Дежнёва и Ф.Попова, В.Чичагова и В.Беринга, С.Челюскина и Х.Лаптева, М.Сибирякова и Б.А.Вилькицкого и многих других.

Однако общее, если можно так выразиться, «техническое состояние» экономики, науки и промышленности не только России, но и всех соседствующих с ней или через Ледовитый океан северных государств на тот момент не позволяло иметь действующий круглогодичный Северный путь для проводки по нему корабельных караванов. 

Но такая цель всегда оставалась в приоритете у России, не взирая на смены государственных моделей управления страной и идеологических предпочтений у властей предержащих.

И при царях и при генсеках, и ныне – уже без тех и других.

Так, например, 2 июля 1918 В.Лениным было подписано постановление Совнаркома об ассигновании одного миллиона рублей на экспедицию по исследованию Северного Ледовитого океана.

А уже 10 марта 1921 г. тем же Лениным был подписан декрет о создании Плавучего морского научно-исследовательского института, деятельность которого становилась приоритетной в изучении Северного Ледовитого океана с его морями и устьями рек, островами и прилегающим к нему побережьем РСФСР.

Начиная с 1923 г., на побережье и островах Северного Ледовитого океана начинают строиться полярные радиометеорологические станции, а в научный и повседневный обиход вместо термина Северо-Восточный проход вводится понятие Северный морской путь.

И как результат – в 1932 году под руководством начальника экспедиции О.Ю.Шмидта и капитана парохода «Сибиряков» В.И.Воронина впервые «Северный морской путь» был пройден за одну навигацию.

Однако Арктика требовала всестороннего изучения и в более высоких широтах.

И именно Советский Союз фактически стал первой и единственной страной, которая самым активным образом в изучении Арктики использовала дрейфующие полярные станции. 

Такая станция представляла собой льдину, на которой сооружался комплекс станционных домиков, где жили участники экспедиции, и находилось всё необходимое оборудование для проведения ими научных изысканий и экспериментов. Суть была в том, что дрейфующие на льдине станции позволяли исследовать Арктику круглый год.

21 мая 1937 в район северного полюса на льдину размерами 3 на 5 километров с самолёта была высажена группа полярников из четырёх человек, для создания ПЕРВОЙ(!) в мире дрейфующей полярной станции под номером 1, получившей название «Северный полюс-1». Начальником этой УНИКАЛЬНОЙ экспедиции был наш земляк, СЕВАСТОПОЛЕЦ(!), Иван Дмитриевич Папанин.

Экспедицию отправили на 4 бомбардировщиках. Всего за 2 недели ударными темпами на льду была оборудована научная станция с палаткой для жизни и работы, двумя радиостанциями, мастерской, метеорологической будкой, теодолитом для измерения высоты солнца и складами, сооруженными изо льда. И льдина начала своё движение с севера на юг.

Вместе с Папаниным, фактически в неизвестное и с реальным риском для жизни шагнули: радист – Эрнст Кренкель; гидролог, гидробиолог и гляциолог – Пётр Ширшов; геофизик и метеоролог – Евгений Фёдоров. У человечества на тот момент не было никаких практик подобных экспедиций и ни на чей опыт эти ЧЕТВЕРО СМЕЛЫХ полагаться не могли. Они были первопроходцами в ещё неизведанное.

На фото: гидролог Пётр Ширшов, радист Эрнст Кренкель, начальник станции Иван Папанин (с флагом), геофизик Евгений Фёдоров

В своих воспоминаниях, когда все самолёты, доставившие грузы на льдину, улетели вместе с помогавшими обустраивать лагерь коллегами «папанинцев», Иван Дмитриевич писал: «Наступила тишина, какой я еще не слышал, к которой надо было привыкать. Мы – на шапке мира. Нет тут ни запада, ни востока, куда ни глянь, всюду юг». 

Это словно место, где «нет времени» и где сходятся все часовые пояса.

Перед полярниками стояли задачи со многими неизвестными, и им предстояло провести, бесспорно, уникальные гидрологические и метеорологические исследования. В том числе получить результаты о наличии подводных течений, сроков неподвижного стояния льда и путей его перемещений непосредственно на самом льду! 

В ходе дрейфа льдина прошла над географической точкой Северного полюса.

Экспедиция продолжалась 274 дня!

В ситуации полярной ночи без луча солнца, когда более 4-х месяцев из 9-и проведённых на льдине им приходилось работать в свете керосиновых ламп. В краю вечного холода, когда тепло словно выдувается из каждой клеточки организма, какой бы тёплой ни была одежда. 

В месте, где под ногами неустойчивая и постоянно колеблющаяся поверхность с 4-мя километрами ледяной воды под ними, а до ближайшего человеческого обиталища с уютно потрескивающими в печке дровами – многие сотни километров. 

В ситуации того самого «Белого Безмолвия», о котором Герман Мелвилл в романе «Моби Дик» написал: «Итак, какие бы возвышенные и добрые идеи ни связывал с белизной человек в определённом настроении ума, всё равно никто не сможет отрицать того, что в своём глубочайшем, чистом виде белизна порождает в человеческой душе самые необычайные видения».

Что переживали и о чём думали полярники эти труднейшие 274 дня противостояния с природой в её ослепляющей белизне снежно-ледяной ипостаси Вечности – навсегда осталось в их душах тайной для всех.

Для тех, кто побывал в высоких широтах Арктики и Антарктики в сложные моменты штормовых и ураганных погодных проявлений, хорошо знакомо и понятно ощущение абсолютной хрупкости и беззащитности человеческой жизни перед лицом необузданной мощи природы, где человек просто песчинка в огромных жерновах дикой природной первозданности всего сущего на Земле.

За 274 дня льдина «прошла в дрейфе» 2050 километров. 

К концу января уже следующего, 1938 года, в результате сильнейшего, почти недельного шторма, льдина стала быстро разрушаться. Площадь её фактически сократилась до 200 квадратных метров. Ситуация складывалась критическая.

Наступил тот самый момент, о котором сказал Джек Лондон: «Безмолвие мрака милосердно, оно как бы защищает человека, согревая его неуловимым сочувствием, а прозрачно-чистое и холодное Белое Безмолвие, раскинувшееся под стальным небом, безжалостно».

В Москве было принято решение проводить срочную эвакуацию полярников.

5 февраля к полярникам на помощь был направлен дирижабль, но произошла трагедия – он разбился в районе Кандалакши. 13 человек экипажа погибли.

Попытка использовать в спасении «папанинцев» авиацию не дала никакого результата: с одной стороны самолётам просто уже негде было приземлиться. С другой стороны, неблагоприятные погодные условия в районе проведения спасательной операции могли привести к очередным жертвам уже среди лётчиков.

На помощь «папанинцам» срочно были отправлены ледокольные пароходы «Мурман» и «Таймыр», которые смогли пробиться к ним 19 февраля 1938 года.

Так завершилась эта уникальная экспедиция под руководством Ивана Дмитриевича Папанина. 15 марта вся страна с ликованием встречала героев-полярников.

Их опыт не прошел даром. И сегодня Россия является признанным лидером в научных исследованиях Арктики, в том числе, и с помощью дрейфующих полярных станций, счёт которым уже перевалил за 40.

Иван Дмитриевич Папанин родился 26 ноября 1894 года в Севастополе в семье моряка. Семья проживала в Аполлоновой балке.

После четырёхлетнего образования в земской школе на Корабельной стороне по улице Доковой юноша поступает в мастерские Севастопольского военного порта учеником токаря. Кстати, сохранилось здание, где была земская школа – теперь это музыкальная школа № 2. 

Одно время там располагался райком комсомола Нахимовского района, а улица сменила название на имени М.Я.Дзигунского, героя штурма Сапун-горы в мае 1944 года, повторившего подвиг Александра Матросова.

В портовых мастерских Иван Папанин проявил себя технически грамотным, трудолюбивым и целеустремлённым к получению новых знаний рабочим, что позволило ему стать одним из лучших специалистов по изготовлению и сборке специализированного навигационного оборудования. В возрасте 18-и лет Ивана Папанина «с повышением» отправляют в Ревель (сегодня Таллинн) на судостроительный завод. 

В 1915 году его призывают в Военно-Морской флот Имперской России. После октябрьской революции 1917 он года примыкает к большевикам. 

После завершения гражданской войны в 1923 году И.Д.Папанина назначают руководителем «Комиссариата почты и телеграфа». В этом же году Папанин поступает на Высшие курсы связи и, после их окончания в 1925 году, добровольцем отправляется в экспедицию в Якутию на строительство там радиоцентра. Так начинается знакомство уроженца юга с суровым Севером, в который он влюбляется на всю жизнь. В 1932 году Папанина направляют начальником полярной станции на один из островов Земли Франца-Иосифа, а в 1934 году Иван Дмитриевич возглавляет уже аналогичную станцию на Таймыре.Во время зимовок на этих станциях Папанин получает огромный практический опыт руководителя, как в организации научных исследований, так и в организации быта для выживания в экстремальных условиях Севера.

Когда встал вопрос о создании первой дрейфующей на льду станции, то совершенно отсутствовал вопрос о том, кто будет руководить этой экспедицией – конечно же И.Д.Папанин! Столь высок был его профессиональный авторитет в среде полярников.По итогам экспедиции на станции «Северный Полюс-1» были собраны сведения о фауне полярного региона, о наличие планктона в водах Северного Ледовитого океана. Так же «папанинцам» принадлежит открытие Большого подводного хребта им. Ломоносова на дне океана, определение других поднятий и впадин, открытие двух основных систем дрейфа льдов – выносного и кругового, установление факта активного проникновения циклонов в Центральную Арктику и создание метеокарты Арктики.

Участники экспедиции были награждены орденами Ленина, всем им было присвоено звание Героев Советского Союза. 

Папани и Кренкель, после докладов о проделанной работе, стали ещё докторами географических наук. Затем Ивана Дмитриевича назначают руководителем Главсевморпути (Главное управление Северного морского пути).

В 1939 году за руководство спасением экипажа и ледокола «Георгий Седова», лёгшего в дрейф в водах Арктики после поломки рулевого управления, Иван Папанин вновь получил звание Героя Советского Союза.

В начале Великой Отечественной войны И.Д. Папанин курирует строительство портовых инфраструктур и верфей в Архангельске, Мурманске и на Дальнем Востоке. С 15 октября 1941 года становится специальным уполномоченным ГКО(Государственного комитета обороны) по грузоперевозкам на Севере, представлявшими собой приём и отправку на фронт грузов, приходившим морскими конвоями из Англии и Америки на Белом море. За эту службу получает звание контр-адмирала.

После Победы над фашистской Германией Папанин, как говорят, с головой уходит в науку. С 1951 года он становится руководителем отдела морскими экспедициями при Академии наук СССР, а с 1956 года возглавляет в должности директора научный «Институт биологии внутренних вод».

Его именем названа подводная гора в Тихом океане, горы в Антарктиде и мыс на Таймырском полуострове, улицы во многих городах России.

Выдающийся исследователь Арктики, доктор географических наук, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза, награждённый девятью Орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденом Нахимова 1-й степени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы Народов, многочисленными иностранными наградами севастополец Иван Дмитриевич Папанин скончался на 92 году жизни 30 января 1986 года. 
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

29 декабря 1979 года Ивану Дмитриевичу Папанину присвоено звание «Почётный гражданина города-героя Севастополя».


На Корабельной стороне города есть улица им. И.Д.Папанина (бывшая улица Аполлонова), а в небольшой уютном скверике, так же названным в честь Ивана Дмитриевича, установлен его бюст ещё при его жизни, согласно Постановления Совета Министров СССР от 1946 года № 1136, касающегося увековечивания подвига дважды героев обязательным установлением им бюста по месту их рождения.

И.Д.Папанин так же является почётным гражданином четырех городов: Мурманска, Архангельска, Севастополя, Липецка и одной области – Ярославской.

Жизнь И.Д.Папанина – это яркая иллюстрация времени массового героизма, высокой духовности и неудержимого стремления вперёд нашего народа.

Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх